Как заработать на штрафах ГИБДД
Vipmotorss.ru

Автомобильный портал

Как заработать на штрафах ГИБДД

Народный инспектор: как россияне зарабатывают на хамстве водителей

Зафиксировать нарушение правил дорожного движения и проинформировать об этом полицию вот уже несколько лет может каждый владелец смартфона. Для одних это интересная игра, для других – способ навести порядок во дворе дома без скандала и мордобоя, для третьих – возможность получить бесплатный билет в театр или музей и даже пополнить счет мобильного телефона. Официальные приложения пока действуют лишь в нескольких регионах, но Госдума рассматривает законопроект, который позволит гражданам «стучать» на нарушителей ПДД по всей России. РИА Новости выяснило, как обычный человек может превратиться в автоинспектора и почему проявление гражданской ответственности иногда смертельно опасно для жизни.

Республика Татарстан стала первым регионом России, запустившим в 2014 году приложение для борьбы с нарушителями ПДД. Для программы было выбрано, пожалуй, самое логичное название из всех возможных: «Народный инспектор». С его помощью пользователи могут направить в соответствующие службы видеосвидетельства о нарушениях правил, об административных правонарушениях в области благоустройства территории (в части парковки и хранения транспортных средств) и видеосвидетельства о нарушениях в сфере экологии. Пользователем может стать каждый, кто зарегистрирован на портале uslugi.tatarstan.ru. Функционал «Народного инспектора» значительно превосходит все другие аналоги: можно сообщить о парковках на тротуарах, местах для инвалидов и в «зеленой» зоне, о непропуске пешехода, движении по автобусной, встречной или разделительной полосе, тротуару, обочине, остановке или стоянке под запрещающим знаком, повороте налево под запрещающий знак, выезде за стоп-линию, проезде на красный свет, сбросе отходов и даже безлицензионном недропользовании.

С июня 2017 года жители Татарстана получили возможность фиксировать использование водителями телефона во время движения, однако пока количество таких сообщений едва превышает пару сотен. «В основном нарушения фиксируются пассажирами, проезжающими на автомобилях, из окон бокового и заднего вида, а также из общественного транспорта», – рассказали в пресс-службе Министерства информатизации и связи Республики Татарстан. До конца года планируется ввести еще две новые категории: наезд на препятствие и езду с не пристегнутыми ремнями безопасности. По данным Министерства информатизации и связи Республики Татарстан, «Народный инспектор» уже скачали 105 тысяч раз. За три года существования приложения было передано 135 750 сообщений о нарушениях, положительное решение принято в более чем 100 тысячах случаев. Жалобы рассматривают три ведомства: УГИБДД республики, Административно-техническая инспекция (АТИ) и Минэкологии. Последнее ведомство за время существования приложения из 121 поступившей к нему жалобы отклонила все, кроме трех, которые сейчас находятся на рассмотрении. «У Минэкологии РТ только две категории в мобильном приложении: сброс мусора с автомобилей в местах, не предназначенных для этого, и безлицензионное недропользование, то есть добыча полезных ископаемых без лицензии, – сообщили в пресс-службе Министерства информатизации и связи. – Категории Минэкологии РТ в «Народном инспекторе» появились сравнительно недавно, и большинство заявок в них тестовые, которые, к сожалению, из системы никак не вычленишь. Три заявки прошли модерацию и находятся на рассмотрении в Минэкологии РТ. Эти категории не пользуются популярностью у населения, поэтому заявок было очень мало. В республике также действует дублирующая система «Народный контроль», где рассматриваются вопросы благоустройства, а также довольно обширно представлены вопросы экологии».

Прокаченные и с призами

В августе 2015 года столичное правительство запустило приложение «Помощник Москвы» (ПМ). За два года его скачали порядка 200 тысяч пользователей операционных систем iOS и Android, по сообщениям которых вынесено более полумиллиона штрафов. Для «охоты» на нарушителей нужно иметь действующую регистрацию на портале госуслуг mos.ru и смартфон с GPS/ГЛОНАСС-приемником и камерой разрешением не менее пяти мегапикселей. Разработчики ПМ придумали сразу несколько способов для привлечения внимания пользователей. Обладатель приложения может «прокачивать» свой уровень в рейтингах, получать виртуальные награды и накапливать баллы, которые учитываются в системе «Активный гражданин» и обмениваются на реальные призы: футболки, кружки, рюкзаки, билеты в музеи, аудиокниги и прочее. Пока «Помощник Москвы» позволяет фиксировать семь видов нарушений: стоянку на газонах, тротуарах, пешеходных переходах, велосипедной полосе, под запрещающими знаками и неоплату парковки. В зависимости от вида нарушения жалоба отправляется в ГКУ «Администратор Московского парковочного пространства», Московскую административную дорожную инспекцию или ГИБДД. Для фиксации нарушения нужно проделать несколько операций: распознать номер автомобиля, сделать несколько фотографий и снять короткое видео. В случае успеха владелец машины будет оштрафован. Ждать решения придется от суток до нескольких недель. По словам разработчиков, сфальсифицировать данные в «Помощнике Москвы» практически невозможно. Фиксировать нарушения во дворах не получится – приложение работает только в определенных зонах города. Чтобы получить виртуальную награду, нужно выполнить определенные действия. Например, «Караул Кремля» дают за пять выписанных штрафов в районе Московского кремля. «Рыбное место» получает тот, кто умудрился «оформить» 30 штрафов подряд в одном и том же месте за три часа. «Счастливый номер» выдается за «поимку» автомобиля с тремя одинаковыми буквами или цифрами на регистрационном знаке. Что движет каждым конкретным пользователем – жажда наживы, славы или проявление гражданского сознательности – известно только им самим, но на пути к цели помощники Москвы иногда сталкиваются с реальными опасностями. Так, по словам пользователя Telegram-канала «Помощника Москвы» с ником Ivan Loginov, недовольная фиксацией нарушения женщина сначала отчитывала его неприличными словами, а затем попыталась сбить на пешеходном переходе.

Однако даже такие трудности не останавливают некоторых рьяных борцов с нарушителями. Согласно рейтингу приложения, абсолютным лидером стал человек с ником «Навальный – нары 2018», оформивший за все время существования программы 4,9 тысячи штрафов. Его «клиентами» чаще всего становились водители, припарковавшие машину в зоне действия знака «Остановка запрещена». Самым «штрафуемым» районом Москвы в ноябре оказались Кузьминки. Приложение возбуждает в пользователях не только чувство социальной ответственности и жажду первенства. Многие хотят получать за свои услуги процент с «прибыли». «Сделайте монетизацию штрафов. Четыре процента от суммы не оставят государство без куска хлеба, но выведут на улицы такое количество добровольных инспекторов, что нарушители исчезнут как класс за пару месяцев», – пишет в отзывах о ПМ пользователь Иван Иванов.

Самое дорогое нарушение в столице – парковка на газоне, штраф за которую для физических лиц составляет пять тысяч рублей, для юридических – 300 тысяч рублей. В 2017 году с помощью «Помощника Москвы» выявлено 53 860 случаев порчи газона, причем 90% (48 342) из них зафиксировано пользователями ПМ и только 10% (5518) – сотрудниками Московской административной дорожной инспекции. Даже если предположить, что все машины принадлежали физическим лицам, граждане пополнили бюджет столицы минимум на 240 миллионов рублей. Четыре процента отчислений действительно могли бы создать многотысячную армию борцов с нарушителями, и в одном из регионов России с такими людьми уже готовы делиться.

Деньги на мобильный

Московская область запустила собственный сервис борьбы с нарушителями ПДД в начале октября этого года. Над названием долго не думали – заимствовали татарское «Народный инспектор». Однако подмосковный НИ вышел не как отдельное приложение, а как одна из функций областной электронной системы «Добродел», созданной для улучшения качества обслуживания населения. В результате все пользователи «Добродела» при очередном обновлении автоматически получили возможность доносить на водителей. Принцип работы все тот же: требуется обязательная регистрация на сайте госуслуг Подмосковья, но набор функций пока самый скудный – только нарушения парковки на газонах, детских площадках, тротуарах и пешеходных переходах. Как и два предыдущих приложения, «Народный инспектор» Московской области не позволяет фальсифицировать данные, но при этом требует обязательной идентификации личности. Более того, заявителя могут вызвать в ГИБДД для дачи дополнительных показаний, а это, как правило, отпугивает людей.

Зато манят деньги! Ведь только «Добродел» позволяет реально заработать на нарушителях. Почти реально. Например, каждому заснявшему выброс мусора из автомобиля обещают по 100 рублей на счет мобильного телефона.

В масштабах страны

«Помощник Москвы» действует только на территории столицы, «Народный инспектор» – только в Татарстане, а «Добродел» – в пределах Московской области. В начале октября правительство одобрило законопроект, который позволит каждому владельцу смартфона сообщить о нарушении ПДД водителями транспортных средств. Документ предлагает внести в Кодекс об административных правонарушениях поправки, которые позволят привлекать к ответственности нарушителей без составления протокола только на основании данных с видеорегистраторов и смартфонов. Для того чтобы стать «народным инспектором», придется скачать приложение и авторизоваться в нем через Единый портал госуслуг. Программа самостоятельно зафиксирует время и место нарушения, а также направит видео в соответствующие органы. «Нельзя говорить о том, что помощник Москвы и другие подобные приложения действовали незаконно, хотя и правовой базы, которая бы регулировала их действие на федеральном уровне, не было. Скорее, есть некий правовой пробел, как это часто бывает, который и призваны заполнить предложенные изменения. На практике вряд ли что-то изменится – просто будет унифицирована работа приложения, чтобы не было расхождений в регионах», – утверждает Владимир Старинский, управляющий партнер коллегии адвокатов «Старинский, Корчаго и партнеры».

По предварительным данным, приложение, на разработку которого планируется потратить около 2,4 миллиарда рублей бюджетных средств, сможет фиксировать выезд на встречную полосу, проезд на красный сигнал светофора, агрессивное вождение и непропуск пешехода. В дальнейшем список нарушений будет расширяться. «Идее сообщать о нарушении водителями ПДД уже более века, она зародилась еще задолго до появления электронных писем, – рассказывает Михаил Блинкин, директор института экономики транспорта и транспортной политики НИУ Высшей школы экономики. – Раньше это были телефонные звонки или личный визит в отделение полиции. Теперь мы делаем все то же самое – сообщаем о нарушениях, только реализуем это иным способом, при помощи цифровых технологий».

Читать еще:  Какой штраф за езду по обочине

Как можно заработать на камерах фиксации?

Уникальный доход получают предприимчивые люди и зарабатывают деньги, используя специальные электронные ловушки — камеры фиксации скорости — для нарушителей ПДД на дорогах Российской Федерации в 2019 году.

Конкретнее, на автострадах ставят частные камеры видеофиксации. Это разрешено соответствующим законодательством России. Подробнее, как зарабатывать на таких камерах фиксации скорости, рассмотрим более подробно.

Как появилась такая возможность?

В разгар перестройки минувшего столетия дело только-только зарождалось. Созданная компания «Вокорд», стимулировала инициативу людей заработать на фиксации нарушении правил дорожного движения. Медленно, но уверенно инициатива набирала силу, становилась серьезной преградой на пути нарушений ПДД. Впервые юридическое лицо «Вокорд» использовало камерную видеосъемку нарушителей в Туркмении.

Спустя 12 месяцев полезную практику стали применять на автодорогах в Российской Федерации. Частные видеофиксации получили практическое применение после 2014 года, когда Российский Парламент разработал и принял проект, разрешающий частным лицам заниматься этим видом бизнеса.

Как все происходит?

Индивидуальный предприниматель, иное частное предприимчивое лицо, инвестируют средства в приобретение необходимого оборудования, а именно камер видеофиксаций. Активно его используют, вылавливая нарушителей дорожных правил движения. Удовлетворены обе стороны. Государство не затрачивает ни копейки оборудование, получая на дорогах спокойное движение автомобилей, а вчерашние безработные в одночасье приобрели статус бизнесмена, поскольку стали получать доход от наложенных штрафов на нарушителей.

Истина в том, что в начале штрафные деньги поступают в закрома государственных банков и только после средства получает бизнесмен. На автомагистралях, где повышенное автомобильное движение, коммерсант способен добиться стабильного заработка за счет уплотненного потока автотранспортных средств. Не все же водители соблюдают ПДД. Нарушают многие, что становится для отечественной автомобильной практики, аксиомой.

Следует отметить, государство не в полном размере возвращает коммерсанту деньги. Часть оставляет себе. Один штраф равняется 233 рублям. Из расчета этой суммы, исчислялся конкретный процент.

Раньше предприниматели продуктивно работали на платных автотрассах. Внесенные поправки в ФЗ «О концессионных соглашениях», позволили использовать средства видеофиксации на обычных автомобильных дорогах.

Можно ли на камерах фиксаций стать олигархом?

Как показывает практика, много заработать денег можно, если предприниматель видеофиксатор установил на доходном месте. Но со временем приходится менять локацию, поскольку автомобили перед прежним местом сознательно снижают скорость. Они узнают по моргающим световым сигналам встречных автомобилей, чьи водители заплатили штраф за превышение скоростного режима, что впереди видеокамера.

Такая практика предупреждения родилась на российских автострадах. В Европе никто бы не догадался таким способом передавать информацию, что за бугром притаился с камерой бизнесмен. Но «хорошее» начало передается и становится задействованным даже в рафинированной Англии. То есть стать олигархом вряд ли получиться, но на хлеб с маслом заработать можно.

Государство получает выгоду и зарабатывает

Практически в профессиональную работу сотрудников ГИБДД привлечены цивильные граждане страны, призванные улучшить дисциплину на автомобильных магистралях Российской Федерации. Насколько это оказалось продуктивным, рассказывает статистика ДТП. В секторах установки, можно сказать, приватных систем видеофиксации, значительно снижена аварийность.

Государство из этого извлекает прямую прибыль, поскольку:

  • грузы, транспорт, перевозящий пассажиров, прибывают вовремя в пункты назначения;
  • не создается долговременных автомобильных пробок при авариях;
  • уменьшение количества ДТП снижает страховые выплаты;
  • сохраняются передвигаемые материальные ценности, что тоже выгодно государству и так далее.

В принципе, ГИББД получило надежных помощников, готовых исправно выполнять порученную и хорошо оплачиваемую работу по наведению образцового порядка на автомобильных дорогах Российской Федерации.

План как заработать и увеличить доход

Предприниматели, занимающиеся коммерческим делом на дорогах страны, при старании и мобильности действий (имеются в виду частые передислокации регистрирующих установок), способны получать неплохую прибыль. И здесь не помощник лень, степенная жизненная позиция, заниженное желание не надрываться на работе. Коммерсант сам себе начальник. При хорошем выборе места, штрафы посыплются, как из рога изобилия. Словом, подставляй кошель.

Если вести пассивный сбор штрафов, то доход получиться минимальный. Многие активные предприниматели разработали алгоритм получения максимальной прибыли.

Для это необходимо:

  1. Самому не выполнять весь объем работы, а нанять человека, способного настраивать приборы видеофиксации.
  2. Поручить ему выбор места для установки фиксирующей видеоаппаратуры.
  3. Покупать оборудованное, имеющее сертификаты, что обеспечит длительное ее использование без ремонтов.
  4. Отпадает обязанность лично заниматься сбором штрафных денег. Они немного позднее придут из региональной казны.
  5. Молодит сердце мысль, что своими действиями коммерсант сохраняет жизни людей.

Кроме перечня позитива, в занятии остро чувствуются отрицательные моменты, способные в какой-то степени омрачить дорожного бизнесмена.

Минусы

К недостаткам стоит отнести:

  • большие денежные поступления случаются только на первых порах;
  • частая смена дислокации оборудования;
  • сумма вознаграждения мизерная, всего 233 рубля за 1 фиксацию;
  • деньги из фискальной организации приходят по порциям, а не сразу;
  • длительный двенадцатилетний срок, после которого коммерсант сможет получать комиссионные;
  • недолговечность заключенных контрактов;
  • не все нарушители ПДД вовремя оплачивают штрафы — в некоторых случаях доходит до судебного разбирательства и так далее.

Негативные моменты не могут скрывать истину, что бизнесмены уже получили и продолжают получать солидные доходы от автомобильных дорог страны. Рентабельность деятельности несравнимо высока.

О том, что дело выгодное, свидетельствует статистика. На текущий год только зафиксированных полсотни контрактов на осуществление деятельности. Общая сумма покупок оборудования составила полтора миллиарда рублей по стране. Сколько готовится подписать новых контрактов, статистика умалчивает. Несложно догадаться, что на грядущий год их будет в несколько раз больше.

Стоимость камер фиксаций

Цена видеофиксаторов зависит от количества и качества предоставляемых пользователю опций. В принципе будущий коммерсант рискует вложить в дело от двух до трех миллионов рублей. Это большие деньги. Вернуть издержки непросто, если взять за доход — 233 рубля с одного штрафа.

Потребуется целое десятилетие, чтобы отбить затраты на покупку камеры с модулями, блоками приема и конвертирования файлов. За 12 месяцев необходимо зафиксировать 835 нарушений или три случая в день. Для отечественных автомагистралей этот показатель перекрывается с лихвой.

Практика свидетельствует, что вложенные инвестиции возвращаются за четыре года. А 8 последующих лет коммерсант получает прибыль. В статье мы рассказали, как зарабатывать деньги на камерах фиксации скорости.

Видео репортаж о бизнесе на камерах

Внимание!
В связи с частыми изменениями административных законов РФ и правил ПДД, информацию на сайте не всегда успеваем обновлять, в связи с этим для Вас круглосуточно работают бесплатные эксперты-юристы!

Москва: +7 (499) 653-60-72, доб. 206
Санкт-Петербург: +7 (812) 426-14-07, доб. 997
Регионы РФ: +7 (800) 500-27-29, доб. 669.

Заявки принимаются круглосуточно и каждый день. Либо воспользуйтесь онлайн формой.

Штрафы за нарушение ПДД: сколько на них зарабатывают

Квитанции, приходящие по почте за нарушение правил дорожного движения (ПДД), могут быть не только убытком – они могут приносить прибыль, но лишь в том случае, если рассматривать штрафы ПДД как бизнес. Причем бизнес, доступный практически любому человеку, имеющему минимальный стартовый капитал.

Как устроен бизнес

Существуют две схемы заработка на штрафах ПДД:

  • реальные деньги для юридических лиц и ИП;
  • подарки и бонусы для физических лиц.

Юридические лица

Министерство транспорта в разных регионах России периодически устраивает тендеры на заключение контракта на несколько лет на установку на дорогах соответствующего региона камер видеонаблюдения и фиксации нарушений ПДД. Например, в Московской области в 2016 году был заключен контракт на 10 лет с ООО «МВС Групп». В обязанности компании входит:

  • закупка оборудования;
  • установка на дорогах 1 000 комплексов фиксации и их обслуживание;
  • отправка информации о нарушениях в ГИБДД;
  • отправка гражданам квитанций на оплату штрафов.

В качестве вознаграждения компания получает с каждого оплаченного штрафа фиксированную сумму – 233 руб.

Выгода для всех очевидна. Государство не тратится на оборудование и его обслуживание, Частные же компании, поскольку их непосредственный доход зависит от количества оплаченных штрафов, тщательно следят за работоспособностью видеофиксаторов, что ГИБДД, как правило, не делает. По данным газеты «Коммерсантъ», только с июля по декабрь 2017 года за счет деятельности ООО «МВС Групп» государством было получено 337 млн руб., из которых 254 млн руб. были перечислено компании.

Кроме фиксированных камер, могут устанавливаться и мобильные комплексы, которые, постоянно меняя местоположение, повышают количество штрафов, а значит и прибыли.

Рис. 1. Передвижной комплекс видеофиксации ООО «МВС Групп»

Индивидуальные предприниматели

В 2014 году был принят закон, разрешающий частным лицам заниматься установкой камер видеофиксации нарушений ПДД на дорогах России.

Прежде всего, необходимо зарегистрировать ИП и обратиться в местные органы ГИБДД для заключения договора.

Предприниматель покупает оборудование, устанавливает его там, где посчитает нужным, и передает информацию в ГИБДД. После того как деньги от уплаты штрафа поступят в бюджет, ИП получит средства, причитающиеся ему по договору, путем перечисления из бюджета. Раньше бизнесмены продуктивно работали на платных автотрассах. Внесенные поправки в ФЗ «О концессионных соглашениях» позволили использовать средства видеофиксации на обычных автомобильных дорогах.

Физические лица

Во многих регионах России сегодня работает мобильное приложение «Народный инспектор», позволяющее любому человеку фиксировать замеченное им нарушение ПДД: парковку в неположенном месте, разговор по телефону во время движения и т.д. Для этого достаточно иметь смартфон с GPS и камерой не менее 5 мегапикселей.

Рис. 2. Фиксация нарушения при помощи приложения «Народный инспектор»

Чтобы начать набирать бонусы и обменивать их на реальные призы, нужно проделать ряд простых шагов:

  • зарегистрироваться на портале «Госуслуги»;
  • скачать мобильное приложение и зарегистрироваться в нем;
  • при обнаружении нарушения при помощи приложения распознать номер автомобиля, сделать несколько фотографий и короткий видеосюжет;
  • отправить снимки и видео в ГИБДД.
Читать еще:  Где узнать за что выписан штраф ГИБДД

Обмануть приложение и делать снимки, допустим, во дворе, не получится, т.к. оно работает только в определенных местах города, а именно на дорогах, платных парковках и т.д.

Среди призов – футболки, билеты в музеи и кино, кружки и прочие приятные мелочи.

ООО «МВС Групп»

В Московской области первопроходцем по заработкам на ПДД стала компания ООО «МВС Групп». Посмотрим, насколько выгоден для нее оказался этот бизнес.

Собственники

«МВС ГРУП» – высокотехнологичная компания, реализующая крупнейший в России концессионный проект строительства и эксплуатации системы фотовидеофиксации административных правонарушений правил дорожного движения в Московской области. Собственниками компании являются:

  • 20% – Иосиф Шальмиев, о котором нет никакой доступной информации;
  • 80% – ООО «Системы безопасности», которые, в свою очередь, принадлежат УК «Трансфингрупп» и лично Сергею Асланяну, совладельцу телевизионной компании «Максима телеком».

Справка! ООО «Системы безопасности» ‒ компания, занимающаяся проектированием, установкой и обслуживанием систем видеонаблюдения.

Таким образом, ООО «МВС Групп» использует оборудование практически собственного производства, т.е. оно обходится ей дешевле, нежели закупка у сторонней организации.

Инвестиции и оборудование

Цель концессионного соглашения, заключенного с Министерством транспорта, – установка и обслуживание камер видеофиксации на дорогах Московской области. По первоначальному договору – это 1 000 камер. По дополнительному соглашению – еще 500 видеофиксаторов. Кроме того, действуют передвижные установки – 200 шт.

Максимальные инвестиции, предусмотренные договором, – 4,9 млрд руб. Сколько из них реально инвестировано в проект на данном этапе, неизвестно.

Анализ прибыли

Бухгалтерская отчетность компании имеется в свободном доступе на портале Аудит-ИТ.

Рис. 3. Список бухгалтерской отчетности ООО «МВС Групп», имеющейся в свободном доступе на портале Аудит-ИТ

Поскольку компания занимается ПДД как бизнесом только с 2016 года, для анализа рассмотрим 2016 и 2017 годы, а также 2015 г., когда установка видеофиксаторов нарушений ПДД еще не входила в область деятельности организации.

Плата за обслуживание камер в регионах не будет привязана к числу постановлений

Региональные системы фиксации нарушений ПДД ждут серьезные перемены. Объем вознаграждений для компаний, обслуживающих дорожные камеры, больше не будет привязан к числу вынесенных штрафов. С таким предложением выступил вице-премьер Максим Акимов. Нововведение будет включено в методические рекомендации Минтранса по установке и эксплуатации комплексов. Документ направят в регионы в сентябре. Он коснется только новых концессий: действующие соглашения по обслуживанию камер не тронут.

Ситуация с камерами обсуждалась на заседании проектного комитета национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (возглавляет вице-премьер Максим Акимов). Напомним, в ряде регионов комплексы устанавливаются и обслуживаются на деньги инвесторов, при этом компании получают плату из бюджета, которая зависит от числа штрафов. В Подмосковье «МВС Груп» получает за эту услугу 233 руб. с каждого постановления, в Тамбовской области АО «Тамбовская сетевая компания» — 243 руб., в Курганской области «Ростелеком» — 149–345 руб. Подобная практика вызывает нарекания и критику со стороны водителей.

« По общему мнению участников проектного комитета, экономическая модель таких отношений между субъектами и бизнесом нуждается в доработке,— рассказал представитель вице-премьера.— Максим Акимов предложил регионам отказаться от увязки объема вознаграждения концессионера с объемом собираемых им штрафов».

Это должно быть закреплено в методических рекомендациях по определению мест размещения камер: документ сейчас разрабатывается Минтрансом вместе с ГИБДД, Росавтодором, госкомпанией «Автодор». По поручению господина Акимова к 1 сентября рекомендации должны быть готовы и направлены в субъекты федерации. Действующие концессионные соглашения менять не будут, это можно сделать только по суду, уточнил “Ъ” неназванный федеральный чиновник правительства. «Все это будет прописано в методических рекомендациях, то есть обязать регионы мы не можем»,— говорит он.

По данным ГИБДД, в России установлено более 12 тыс. стационарных камер (600 дополнительных появилось в 2019 году) и более 4 тыс. передвижных. За шесть месяцев нынешнего года с помощью комплексов вынесено 52 млн постановлений, наложено штрафов на 35 млрд руб., из них 41 млн постановлений на 16 млрд руб. уже исполнено.

Все 16 тысяч точек дислокации камер ГИБДД раскрыты для водителей

В ходе работы проектного комитета Минэкономразвития обнародовало данные о заключаемых концессиях. При установке камер аварийность снижается в среднем на 13%, но если это делает частная компания-концессионер, то на 19%. Если компания выбрана по итогам конкурса, в котором участвовало больше одного претендента, то аварийность снижается на 11%, если один (или подрядчик был выбран без конкурса), то на 8%.

Глава ГИБДД Михаил Черников, в свою очередь, говорил о недостатках при установке камер, выявленных в ходе прокурорских проверок (они ведутся с начала года, “Ъ” рассказывал про это), и «обоснованных претензиях от участников движения». «Это неправильное применение знаков и разметки, специальное занижение скоростного режима на участках дорог, позволяющих осуществлять движение с большей скоростью»,— рассказал господин Черников. Какие конкретно меры будут приняты для решения этой проблемы, он не сообщил.

Эксперты поддержали инициативу правительства.

« Оплата должна быть не сдельной, по числу штрафов, а фиксированной, с учетом частоты, объема и стоимости работ по регламентному обслуживанию комплексов, каналов связи и их восстановлению при форс-мажорных обстоятельствах»,— считает эксперт по системам фотовидеофиксации Григорий Шухман.

Координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов назвал заявление Белого дома «прекрасной и великолепной» новостью. «Если так будет сделано, то это решит все проблемы,— считает он.— Ведь частная организация, которая ставит камеры, заинтересована в максимальной прибыли, а значит и в максимальном количестве штрафов. Для этого они договариваются с местными властями, чтобы те ставили ограничения скорости в абсурдных местах, где водители этого не ожидают и гарантированно нарушат. Важно, чтобы эта цепочка была разорвана».

Представитель компании «Технологии распознавания» (производитель комплексов «Автоураган») Сергей Кусов назвал предложение господина Акимова «своевременной мерой». «По всем передвижным камерам нужны проверки,— считает он.— Уполномоченные проверяющие должны целый день контролировать количество зарегистрированных нарушений. В будни и по выходным. Далее сравнивать с показателями, которые выдает “передвижка” в стандартном рабочем режиме, когда она работает без такой проверки. Если данные расходятся значительно в сторону увеличения, то явно происходит “накрутка” количества нарушений. Если так, то нужно штрафовать владельца системы».

Региональные власти по-разному отреагировали на предложение Максима Акимова. «Говорить о том, чтобы убрать концессию я пока не готов,— заявил “Ъ” и.о. директора департамента транспорта и дорожного хозяйства Костромской области Сергей Буча.— Ничего подобного пока по крайней мере не слышал. У нас концессией предусмотрены не только камеры, у нас и весовой контроль, а это уже речь идет о сохранности дорог. Сейчас мы рассматриваем различные варианты, чтобы поставить, например, дополнительные таблички, информирующие о камерах фиксации». Вице-губернатор Тамбовской области Арсен Габуев пояснил “Ъ”, что предложение вице-премьера уже находится в стадии проработки: «Сейчас мы смотрим, как в рамках закона уместить все тезисы, которые были озвучены. Концессионер относится к этому абсолютно нормально”. По словам чиновника, проблемы “погони за прибылью” в регионе нет, поскольку “работа всех камер видеофиксации направлена на обеспечение безопасности: они стоят в местах концентрации ДТП, частого превышения скорости и так далее”».

«Низкая грамотность чиновников поражает и удивляет,— заявил “Ъ” Олег Бадера, председатель правления ГК VessoLink (ее дочерние компании работают с камерами в Костромской, Рязанской областях Севастополе).— То, что сейчас предлагается — это возврат к неэффективной схеме, когда системой фиксации будут снова управлять государственные структуры. Я понимаю, что чиновнику такого ранга всегда проще сказать “уберите частный бизнес”.

Но концессии в системах фотовидеофиксации появились в связи с тем, что у государства не было денег на выполнение обязательств по обеспечению безопасности движения.

Мы были одни из первых, кто участвовал в подобных соглашениях. Количество нарушений и погибших тогда было зашкаливающее. Регионы и правительство буквально уговаривали бизнес поучаствовать в соглашениях, при условии, что плата будет привязана к сумме, которую система обеспечивает за счет штрафов. Инвесторы и банки тогда много времени потратили на расчеты эффективных бизнес моделей. И сейчас в некоторых регионах системы фиксации не всегда дают достаточно средств, что покрыть расходы инвестора, но компании все равно идут на риск. Но это, по крайне мере, обеспечивает снижение аварийности».

«Очень правильная и своевременная мера,— прокомментировал инициативу помощник министра транспорта и дорожного хозяйства Дагестана Казиахмед Гамзатов.— Камеры ставят для обеспечения безопасности дорожного движения и мониторинга транспортных потоков. С учетом последних изменений в федеральном законодательстве регионы вполне могут выполнять эти функции своими силами и за счет бюджетных средств».

В минтрансе Московской области заявили “Ъ”, что ведомство принимало «активное участие в разработке проекта методики и подготовило целый пакет предложений».

«Выбор точек дислокации комплексов, ввод их в эксплуатацию — всегда за ГИБДД и местными властями, концессионер лишь исполняет решение,— пояснил он.— Да, бывают случаи, когда власти сговариваются с компанией, чтобы заработать побольше, но это проявление общей проблемы коррупции, которая, к сожалению, есть во всех сферах и в системы фиксации нарушений проникла тоже». Заинтересованность бизнеса в максимальной прибыли не противоречит задачам системы фиксации, заметил господин Бадера. «ГИБДД выбирает точку концентрации нарушений, туда ставится камера, в течение полугода-года там выносится большое количество штрафов, концессионер получает прибыль, а потом число нарушений снижается,— говорит он.—Когда цель достигнута, комплекс переставляется в другое место и снова все повторяется. На основе такой ротации все и работает».

Читать еще:  Какой штраф за просроченную страховку

«Поддерживаем подход, чтобы размер платежей эксплуатантам систем фотовидеофиксации не зависел от суммы собранных штрафов,— заявили “Ъ” в пресс-службе «Ростелекома» (концессии в Астраханской, Курганской, Тюменской областях).— Такая схема может в отдельных случаях провоцировать злоупотребления или приводить к убыткам эксплуатирующих компаний. Компания выступает за применение рыночных цен, обеспечивающих возврат инвестиций, а также своевременную эксплуатацию и техническое обслуживание комплексов ФВФ, необходимых каналов связи, мощностей дата-центров, специализированного ПО».

«Мы считаем разумной идею вознаграждения операторов непосредственно за технологическую услугу фиксации правонарушений,— заявили “Ъ” в пресс-службе “МВС Груп”.— По нашему мнению, основным KPI технологического партнера может быть количество выявленных нарушений, качество фиксации вне зависимости от внешних условий, а также процент брака. Открытым остается вопрос, будет ли это вознаграждение фиксированным или будет иметь постоянную и переменную часть. При этом, скорее всего, такая модель взаимодействия с операторами ФВФ будет исключительно затратной для регионов и потребует отдельных источников финансирования».

Иван Буранов; Александр Тихонов, Ярославль; Юлия Рыбина, Махачкала; Андрей Прах, Воронеж

Плата за обслуживание камер в регионах не будет привязана к числу постановлений

Региональные системы фиксации нарушений ПДД ждут серьезные перемены. Объем вознаграждений для компаний, обслуживающих дорожные камеры, больше не будет привязан к числу вынесенных штрафов. С таким предложением выступил вице-премьер Максим Акимов. Нововведение будет включено в методические рекомендации Минтранса по установке и эксплуатации комплексов. Документ направят в регионы в сентябре. Он коснется только новых концессий: действующие соглашения по обслуживанию камер не тронут.

Ситуация с камерами обсуждалась на заседании проектного комитета национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (возглавляет вице-премьер Максим Акимов). Напомним, в ряде регионов комплексы устанавливаются и обслуживаются на деньги инвесторов, при этом компании получают плату из бюджета, которая зависит от числа штрафов. В Подмосковье «МВС Груп» получает за эту услугу 233 руб. с каждого постановления, в Тамбовской области АО «Тамбовская сетевая компания» — 243 руб., в Курганской области «Ростелеком» — 149–345 руб. Подобная практика вызывает нарекания и критику со стороны водителей.

« По общему мнению участников проектного комитета, экономическая модель таких отношений между субъектами и бизнесом нуждается в доработке,— рассказал представитель вице-премьера.— Максим Акимов предложил регионам отказаться от увязки объема вознаграждения концессионера с объемом собираемых им штрафов».

Это должно быть закреплено в методических рекомендациях по определению мест размещения камер: документ сейчас разрабатывается Минтрансом вместе с ГИБДД, Росавтодором, госкомпанией «Автодор». По поручению господина Акимова к 1 сентября рекомендации должны быть готовы и направлены в субъекты федерации. Действующие концессионные соглашения менять не будут, это можно сделать только по суду, уточнил “Ъ” неназванный федеральный чиновник правительства. «Все это будет прописано в методических рекомендациях, то есть обязать регионы мы не можем»,— говорит он.

По данным ГИБДД, в России установлено более 12 тыс. стационарных камер (600 дополнительных появилось в 2019 году) и более 4 тыс. передвижных. За шесть месяцев нынешнего года с помощью комплексов вынесено 52 млн постановлений, наложено штрафов на 35 млрд руб., из них 41 млн постановлений на 16 млрд руб. уже исполнено.

Все 16 тысяч точек дислокации камер ГИБДД раскрыты для водителей

В ходе работы проектного комитета Минэкономразвития обнародовало данные о заключаемых концессиях. При установке камер аварийность снижается в среднем на 13%, но если это делает частная компания-концессионер, то на 19%. Если компания выбрана по итогам конкурса, в котором участвовало больше одного претендента, то аварийность снижается на 11%, если один (или подрядчик был выбран без конкурса), то на 8%.

Глава ГИБДД Михаил Черников, в свою очередь, говорил о недостатках при установке камер, выявленных в ходе прокурорских проверок (они ведутся с начала года, “Ъ” рассказывал про это), и «обоснованных претензиях от участников движения». «Это неправильное применение знаков и разметки, специальное занижение скоростного режима на участках дорог, позволяющих осуществлять движение с большей скоростью»,— рассказал господин Черников. Какие конкретно меры будут приняты для решения этой проблемы, он не сообщил.

Эксперты поддержали инициативу правительства.

« Оплата должна быть не сдельной, по числу штрафов, а фиксированной, с учетом частоты, объема и стоимости работ по регламентному обслуживанию комплексов, каналов связи и их восстановлению при форс-мажорных обстоятельствах»,— считает эксперт по системам фотовидеофиксации Григорий Шухман.

Координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов назвал заявление Белого дома «прекрасной и великолепной» новостью. «Если так будет сделано, то это решит все проблемы,— считает он.— Ведь частная организация, которая ставит камеры, заинтересована в максимальной прибыли, а значит и в максимальном количестве штрафов. Для этого они договариваются с местными властями, чтобы те ставили ограничения скорости в абсурдных местах, где водители этого не ожидают и гарантированно нарушат. Важно, чтобы эта цепочка была разорвана».

Представитель компании «Технологии распознавания» (производитель комплексов «Автоураган») Сергей Кусов назвал предложение господина Акимова «своевременной мерой». «По всем передвижным камерам нужны проверки,— считает он.— Уполномоченные проверяющие должны целый день контролировать количество зарегистрированных нарушений. В будни и по выходным. Далее сравнивать с показателями, которые выдает “передвижка” в стандартном рабочем режиме, когда она работает без такой проверки. Если данные расходятся значительно в сторону увеличения, то явно происходит “накрутка” количества нарушений. Если так, то нужно штрафовать владельца системы».

Региональные власти по-разному отреагировали на предложение Максима Акимова. «Говорить о том, чтобы убрать концессию я пока не готов,— заявил “Ъ” и.о. директора департамента транспорта и дорожного хозяйства Костромской области Сергей Буча.— Ничего подобного пока по крайней мере не слышал. У нас концессией предусмотрены не только камеры, у нас и весовой контроль, а это уже речь идет о сохранности дорог. Сейчас мы рассматриваем различные варианты, чтобы поставить, например, дополнительные таблички, информирующие о камерах фиксации». Вице-губернатор Тамбовской области Арсен Габуев пояснил “Ъ”, что предложение вице-премьера уже находится в стадии проработки: «Сейчас мы смотрим, как в рамках закона уместить все тезисы, которые были озвучены. Концессионер относится к этому абсолютно нормально”. По словам чиновника, проблемы “погони за прибылью” в регионе нет, поскольку “работа всех камер видеофиксации направлена на обеспечение безопасности: они стоят в местах концентрации ДТП, частого превышения скорости и так далее”».

«Низкая грамотность чиновников поражает и удивляет,— заявил “Ъ” Олег Бадера, председатель правления ГК VessoLink (ее дочерние компании работают с камерами в Костромской, Рязанской областях Севастополе).— То, что сейчас предлагается — это возврат к неэффективной схеме, когда системой фиксации будут снова управлять государственные структуры. Я понимаю, что чиновнику такого ранга всегда проще сказать “уберите частный бизнес”.

Но концессии в системах фотовидеофиксации появились в связи с тем, что у государства не было денег на выполнение обязательств по обеспечению безопасности движения.

Мы были одни из первых, кто участвовал в подобных соглашениях. Количество нарушений и погибших тогда было зашкаливающее. Регионы и правительство буквально уговаривали бизнес поучаствовать в соглашениях, при условии, что плата будет привязана к сумме, которую система обеспечивает за счет штрафов. Инвесторы и банки тогда много времени потратили на расчеты эффективных бизнес моделей. И сейчас в некоторых регионах системы фиксации не всегда дают достаточно средств, что покрыть расходы инвестора, но компании все равно идут на риск. Но это, по крайне мере, обеспечивает снижение аварийности».

«Очень правильная и своевременная мера,— прокомментировал инициативу помощник министра транспорта и дорожного хозяйства Дагестана Казиахмед Гамзатов.— Камеры ставят для обеспечения безопасности дорожного движения и мониторинга транспортных потоков. С учетом последних изменений в федеральном законодательстве регионы вполне могут выполнять эти функции своими силами и за счет бюджетных средств».

В минтрансе Московской области заявили “Ъ”, что ведомство принимало «активное участие в разработке проекта методики и подготовило целый пакет предложений».

«Выбор точек дислокации комплексов, ввод их в эксплуатацию — всегда за ГИБДД и местными властями, концессионер лишь исполняет решение,— пояснил он.— Да, бывают случаи, когда власти сговариваются с компанией, чтобы заработать побольше, но это проявление общей проблемы коррупции, которая, к сожалению, есть во всех сферах и в системы фиксации нарушений проникла тоже». Заинтересованность бизнеса в максимальной прибыли не противоречит задачам системы фиксации, заметил господин Бадера. «ГИБДД выбирает точку концентрации нарушений, туда ставится камера, в течение полугода-года там выносится большое количество штрафов, концессионер получает прибыль, а потом число нарушений снижается,— говорит он.—Когда цель достигнута, комплекс переставляется в другое место и снова все повторяется. На основе такой ротации все и работает».

«Поддерживаем подход, чтобы размер платежей эксплуатантам систем фотовидеофиксации не зависел от суммы собранных штрафов,— заявили “Ъ” в пресс-службе «Ростелекома» (концессии в Астраханской, Курганской, Тюменской областях).— Такая схема может в отдельных случаях провоцировать злоупотребления или приводить к убыткам эксплуатирующих компаний. Компания выступает за применение рыночных цен, обеспечивающих возврат инвестиций, а также своевременную эксплуатацию и техническое обслуживание комплексов ФВФ, необходимых каналов связи, мощностей дата-центров, специализированного ПО».

«Мы считаем разумной идею вознаграждения операторов непосредственно за технологическую услугу фиксации правонарушений,— заявили “Ъ” в пресс-службе “МВС Груп”.— По нашему мнению, основным KPI технологического партнера может быть количество выявленных нарушений, качество фиксации вне зависимости от внешних условий, а также процент брака. Открытым остается вопрос, будет ли это вознаграждение фиксированным или будет иметь постоянную и переменную часть. При этом, скорее всего, такая модель взаимодействия с операторами ФВФ будет исключительно затратной для регионов и потребует отдельных источников финансирования».

Иван Буранов; Александр Тихонов, Ярославль; Юлия Рыбина, Махачкала; Андрей Прах, Воронеж

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector