Нужна ли путевка на служебный автомобиль
ГИБДД охотится на водителей без доверенностей и путевых листов
Уже три года прошло с тех пор, как в России были отменены доверенности на управление автомобилем. Однако, в последнее время инспекторы ГИБДД снова стали спрашивать доверенности у водителей служебных автомобилей. И хотя штраф за отсутствие доверенности отменён, инспектор может попросить показать путевой лист. Если его нет, водитель может быть оштрафован на 500 рублей, а организация, на которую зарегистрирован автомоблиь – до 100 тысяч рублей.
Поэтому, если вы садитесь за руль служебного автомобиля без путевого листа, позаботьтесь о том, чтобы у вас была с собой доверенность. Без неё вы не сможете ни забрать машину со штрафстоянки, ни пообщаться с дилерами или страховщиками.
Для чего может понадобиться доверенность?
— при регистрационных действиях в ГИБДД
— при оформлении страховки
Ещё один важный нюанс, о котором забывают руководители корпоративных автопарков, отказываясь от доверенности — ответственность. Следует помнить, что в ситуации, когда сотрудник компании управляя служебным транспортом попадает в ДТП или нарушает ПДД, ответственность за возмещение вреда, согласно статье 1079 ГК РФ, ложится на владельца автомобиля, то есть на компанию. Но если будет доказано, что водитель не был связан с компанией трудовым договором и управлял машиной по доверенности, возмещать вред будет он сам.
Таким образом, если компания выдала своему водителю доверенность, да ещё и подкрепила её актом приёма-передачи, она не будет нести ответственность за действия своего сотрудника на дороге.
Частным лицам также не нужно забывать о том, что если они передают личную машину знакомым или родственникам, грамотно составленная доверенность обезопасит владельца автомобиля от многих возможных неприятностей.
По действующим на сегодня (декабрь 2015) правилам, водитель не обязан предъявлять сотруднику ГИБДД доверенность. Но и запрета на предъявление доверенности нет. Другое дело, что инспектора будет интересовать не только доверенность.
Когда три года назад ГИБДД предложила отменить доверенности, предполагалось, что право на управление автомобилем будет подтверждаться страховым полисом ОСАГО. Однако у корпоративных автомобилей страховка часто бывает с неограниченным числом водителей — и единственным документом для подтверждения права на управление остаётся путевой лист.
В каких ситуациях инспектор ГИБДД имеет право потребовать у водителя путевой лист?
— Если автомобиль принадлежит юридическому лицу;
— если отсутствует доверенность, а полис ОСАГО не имеет ограничений по количеству водителей;
— если водитель едет с грузом;
— если в служебном автомобиле находятся пассажиры
По правилам, в путевом листе указываются данные автомобиля и водителя, количество израсходованного топлива, а также отметки механика и медработника, выпустивших машину на линию или в рейс. В соответствии с пунктом 2.1.1 ПДД “в установленных случаях” инспектор ГИБДД имеет право потребовать у водителя предъявить путевой лист.
Многие водители ошибочно считают, что путевые листы нужны только водителям грузовиков, автобусов или такси. А разъезжать по своим делам на корпоративной легковушке можно и без этого документа. Причина этого заблуждения кроется именно в той самой формулировке “установленные случаи”. В ПДД эти самые случаи не описаны, но описаны в Уставе автомобильного и городского наземного электрического транспорта, который утвержден федеральным законом №259-ФЗ от 8 ноября 2007 года. Этот устав запрещает «осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство», а порядок оформления, в свою очередь, указан в приказе Минтранса от 18.09.2008 №152. Однако в том же уставе говорится, что пассажир вместе со своим багажом — это только тот, кого перевозят на основании договора о транспортных услугах. Иными словами, если компания-владелец официально не занимается извозом, а сама поездка частная, то ни эти правила, ни «установленные случаи», требующие путевых листов, на водителя не распространяются. И многие суды часто становятся на сторону компаний, которые были оштрафованы за отсутствие у их сотрудников путевых листов.
Так можно ли ездить без путевого листа?
Однако, в конце прошлого года, Верховный Суд РФ своим определением №302-КГ14-529 по делу красноярской компании, которая не выдавала водителями путевые листы, поддержал решение Федерального арбитражного суда в Иркутске: любые юридические лица, а также индивидуальные предприниматели безотносительно их рода деятельности даже в поездках для собственных нужд обязаны оформлять путевые листы, когда в машине, помимо водителя, находится пассажир или багаж.
Верховный суд исходил из более широкой трактовки понятия “пассажир”, которую дают ПДД и федеральный закон «О безопасности дорожного движения» (№196-ФЗ от 10 декабря 1995 г.). Согласно их букве, пассажиром считается всякий, кроме водителя, кто находится в транспортном средстве, а также тот, кто входит или выходит из него. И если организация в принципе использует машины для перевозки людей и багажа даже в своих собственных нуждах, она должна подчиняться и Уставу перевозок автомобильным транспортом. Даже если директор компании со своей семьёй в выходные едет на служебной машине на дачу, а не по делам фирмы.
Более того, Верховный Суд своим решением подтвердил: если организация эксплуатирует легковые и грузовые автомобили для перевозки сотрудников и грузов по дорогам общего пользования, значит сотрудники являются участниками дорожного движения — поэтому фирма обязана “обеспечивать безопасность пассижиров и грузов автомобильным транспортом, а именно соблюдать порядок заполнения путевых листов, включать в них обязательные реквизиты и осуществлять ежедневный послерейсовый контроль технического состояния транспортных средств».
При этом водители должны иметь при себе путевые листы с обязательными реквизитами, заполненные в установленном Минтрансом порядке, то есть, помимо данных о машине, компании-владельце и водителе, нужно указывать еще время и пробег при выезде на рейс, а также ставить отметки о дате и времени предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя!
Штраф за нарушения в этом случае предусмотрен не только для водителя, но и для владельца автомобиля — 100 тысяч рублей по части 1 статьи 12.31.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ. И на чью сторону встанет суд при обжаловании штрафа, неизвестно. Как говорят на Руси, «закон — что дышло: куда повернул, туда и вышло». А главный вывод пока неутешителен: езда по России без доверенностей и путевых листов на служебных автомобилях — лотерея с немалой суммой на кону.
Нужна ли путевка на служебный автомобиль
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!
Организация не является транспортной организацией, но содержит парк легковых автомобилей для производственной деятельности. До 01.03.2019 на каждый автомобиль выписывался один путевой лист на пять рабочих дней. Нужно ли организации с 01.03.2019 выписывать путевой лист на каждый рабочий день?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
С 01.03.2019 путевой лист может выдаваться на срок более одного дня только в случаях, когда сама продолжительность рейса составляет более одного рабочего дня водителя. Если водитель в течение одного рабочего дня совершает один или несколько рейсов, то путевой лист надо оформлять на один день, до начала первой поездки, совершаемой в этот день.
Обоснование вывода:
Путевой лист представляет собой документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя. Перевозить пассажиров (багаж) и грузы без оформления путевого листа на транспортное средство запрещено (п. 14 ст. 2, часть 2 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ “Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта” (далее – УАТ)).
Типовые межотраслевые формы путевых листов, утвержденные постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78, в обязательном порядке применяются для учета работ в автомобильном транспорте, то есть только специализированными автотранспортными предприятиями. Остальные организации вправе применять самостоятельно разработанные формы путевых листов, но при условии, что они утверждены в учетной политике (ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ “О бухгалтерском учете (далее – Закон N 402-ФЗ), п. 4 ПБУ 1/2008, письма Минфина России от 30.11.2012 N 03-03-07/51, от 07.04.2006 N 03-03-04/1/327, от 20.02.2006 N 03-03-04/1/129, постановление Девятого ААС от 26.04.2018 N 09АП-16429/18).
При этом необходимо соблюдать утвержденные в установленном порядке обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов (ч. 1 ст. 6 УАТ). Реквизиты путевого листа должны также соответствовать требованиям к обязательным реквизитам первичного учетного документа, установленным ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ (смотрите дополнительно постановление Четвертого ААС от 10.10.2016 N 04АП-5047/16).
Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов (далее – Порядок) утверждены приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152 (далее – Приказ N 152).
Приказом Минтранса России от 21.12.2018 N 467 (далее – Приказ N 467) в Приказ N 152 были внесены изменения, вступившие в силу с 01.03.2019. В частности, исключено ограничение срока, на который оформляется путевой лист. По новым правилам (п. 10 Порядка) путевой лист должен быть составлен:
– до начала выполнения рейса, если длительность рейса водителя транспортного средства превышает продолжительность смены или рабочего дня;
– до начала первого рейса, если в течение смены или рабочего дня водитель транспортного средства совершает один или несколько рейсов.
До внесения изменений Приказом N 467 формулировка в п. 10 Порядка была такая: “Путевой лист оформляется на один день или срок, не превышающий одного месяца”. При этом специалисты Минфина России и суды не возражали против оформления нетранспортными компаниями путевых листов, например, сразу на неделю, даже в случае, когда водитель каждый вечер возвращает автомобиль в гараж (если такое оформление позволяет организовать учет времени работы транспорта и водителя, расхода ГСМ и судить об обоснованности произведенных расходов). Смотрите, например, письма Минфина России от 30.11.2012 N 03-03-07/51, от 07.04.2006 N 03-03-04/1/327, постановления АС Московского округа от 21.08.2018 N Ф05-12699/18 по делу N А40-76951/201, АС Северо-Западного округа от 19.05.2017 N Ф07-2695/17, ФАС Западно-Сибирского округа от 23.09.2013 N Ф04-3922/13, ФАС Северо-Западного округа от 11.02.2009 N А56-10236/2007.
Однако позднее в письме Минтранса России от 28.09.2018 N 03-01/21740-ИС было указано, что путевой лист должен оформляться в том числе организацией, эксплуатирующей транспортные средства, каждый раз до выезда транспортного средства в рейс с места его постоянной стоянки. И именно это правило закреплено поправками с 1 марта 2019 года.
По нашему мнению, исходя из новой редакции п. 10 Порядка в настоящее время путевой лист может выдаваться на срок более одного дня только в случаях, когда сама продолжительность рейса составляет более одного рабочего дня водителя. Если водитель в течение одного рабочего дня совершает один или несколько рейсов, то путевой лист надо оформлять на один день, до начала первой поездки, совершаемой в этот день.
К сожалению, официальных разъяснений по оформлению путевых листов с 01.03.2019 нетранспортными организациями мы не обнаружили.
Обратим внимание, что в письме Минфина России от 09.02.2018 N 03-03-06/1/7855 рекомендовано по вопросам о порядке заполнения путевых листов обращаться в Минтранс России.
Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
– Энциклопедия решений. Путевой лист;
– Пример заполнения Путевого листа легкового автомобиля, разработанный с учетом положений приказа Минтранса РФ от 18.09.2008 N 152 (в редакции с 1 марта 2019 г.) (подготовлено экспертами компании “ГАРАНТ”, март 2019 г.);
– Энциклопедия решений. Учет расходов на содержание служебного транспорта;
– Практическая налоговая энциклопедия. Том “Ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах. Виды налоговых нарушений по гл. 16 НК РФ” (под ред. Брызгалина А.В. – 2003-2013 г.). Смотрите раздел 2.3. Отсутствие первичных документов и особенности применения ответственности по ст. 120 НК РФ.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Овчинникова Светлана
Ответ прошел контроль качества
20 марта 2019 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”. Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
В каких случаях выпишут штраф за отсутствие путевого листа
Правила заполнения
Эксплуатация транспортных средств в коммерческих целях без заполнения документов запрещена Федеральным законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ (пункт 2 статьи 6). Запрет обоснован тем, что эти документы являются первичными при подтверждении обоснованности пробега автомобилей, кроме того, на их основании списывают расходы на бензин и начисляют заработную плату водителям. Правила заполнения путевых листов в 2020 году регулируются приказом Минтранса от 18.09.2008 № 152.
По пункту 25 стандарта, утвержденного приказом Минфина от 31.12.2016 № 256н, чтобы документы соответствовали целям бухгалтерского учета, они в обязательном порядке должны содержать такие реквизиты:
- наименование документа, организации и дату составления;
- содержание факта хозяйственной жизни;
- величина измерения (с указанием единиц измерения);
- наименование должности лица, который заполнил документ, и ответственного за правильность оформления;
- подписи.
Поскольку в перечне первичных учетных документов унифицированная форма путевого листа отсутствует, работодатели разрабатывают эти формы сами или используют утвержденные постановлением Госкомстата от 28.11.1997 № 78. Сами правила оформления документов в 2019 году претерпели некоторые изменения: новая форма путевого листа с 1 марта 2019 года позволяет заполнять документ только для одного рейса или одной смены, если на нее приходится несколько рейсов (приказ Минтранса от 21.12.2018 № 467).
Если продолжать составлять первичные документы учета без оглядки на новые изменения в путевых листах в 2019 году, то налоговики откажут в признании расходов на горюче-смазочные материалы и топливо, а виновников ненадлежащего оформления таких документов привлекут к ответственности по 12.31.1 КоАП РФ.
Кому нужна путевка
Нормативным актом, регулирующим отношения, возникающие при перевозках или иных услугах на автомобильном транспорте, является Федеральный закон № 259 (08.11.2007) «Устав автомобильного транспорта». О запрете осуществления различных видов перевозок без путевки, оформленной на конкретное транспортное средство, говорится в статье 6. В приказе 152, утвержденном Минтранспортом России (18.09.2008), описан регламент заполнения бланков и указано, какие реквизиты являются необходимыми.
В обязательном порядке путевка всегда должна находиться у водителя ТС. Чем грозит отсутствие путевого листа у водителя, определяется Кодексом об административных правонарушениях (КоАП) — статьей 12.3 части 2.
По закону, сотрудники ГИБДД вправе потребовать предъявить путевой лист в случаях:
- принадлежности ТС юридическом лицу;
- перевозки пассажиров в коммерческих целях;
- перевозки различных грузов не для личных целей;
- когда доверенность на управление ТС отсутствует и страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности оформлен без ограничения по количеству шоферов.
Штраф за отсутствие путевого листа на организацию и на водителя ТС предусматривается статьей 12.31.1 части 1 КоАП.
Санкции за отсутствие
Информация о том, какой штраф за отсутствие путевого листа легкового автомобиля и прочих ТС предусматривается законом, приведена в таблице.
Таблица штрафов
Штраф для водителя, рублей
Штраф для должностного лица, рублей
Штраф для организации, рублей
Отсутствие путевки у легкового автомобиля
500 (или предупреждение)
Отсутствие путевки у грузового автомобиля
Отсутствие путевого листа для ИП (или просроченный)
Отсутствие штампа медосмотра
3000 (или отстранение от управления ТС)
Если легковой автомобиль не используется для коммерческой деятельности, оформление путевки не требуется. Не предусматривает наложения штрафа и поездка на служебной машине по личным делам. Хотя сотрудники полиции периодически придерживаются другой точки зрения, и есть большая вероятность разбирательства дела об отмене штрафа в суде.
КоАП предусматривает штраф за отсутствие путевки у водителя в размере 500 рублей по статье 12.3 части 2. Наказание в виде штрафа иногда заменяется предупреждением на усмотрение правоохранительных органов.
Индивидуальные предприниматели тоже обязаны перед рейсами контролировать состояние автомобиля на наличие неисправностей и отражать эту информацию в путевке. Совершенно напрасно некоторые ИП относятся к этому недостаточно ответственно и считают оформление путевки лишними материальными и временными затратами. Штрафы за отсутствие путевого листа для ИП являются существенными и доходят до суммы в 100 000 рублей. В частности, штраф за отсутствие путевого листа грузового автомобиля в размере от 500 до 20 000 рублей — для водителя ТС и до 100 000 — для предприятия предусмотрен частью 1 статьи 12.31.1 КоАП.
Штраф за отсутствие путевого листа такси в 2020 применяется к ответственному лицу и налагается в сумме 20 000 рублей. Для водителей такси форма 4 утверждена постановлением Госкомстата № 78.
Такси и грузовые автомобили, которые занимаются коммерческой деятельностью, используют путевку для уменьшения налогообложения, поскольку она обосновывает затраты на горюче-смазочные материалы и документально подтверждает это.
Санкции за неправильное оформление
Ранее форма путевых листов была утверждена приказом Министерства транспорта РФ от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения. ». Но с 01.01.2013 организациям разрешено самим определять внешний вид документа. Главное, чтобы в нем обязательно присутствовала следующая информация:
- наименование и его номер;
- сведения о владельце ТС;
- сроки действия путевки;
- сведения о ТС;
- сведения о водителе ТС.
В путевке обязательно наличие сведений о прохождении водителями медицинского осмотра. Штраф за отсутствие медосмотра в путевом листе составляет от 3000 до 30 000 рублей. В зависимости от того, на кого он накладывается — на водителя, должностное лицо или руководителя — определяется размер штрафа.
Образцы путевок легкового и грузового ТС
Кому не нужен
Обычный автомобилист, управляющий собственным ТС, не обязан иметь путевку. Он имеет возможность перевозить личные вещи, людей (родственников, знакомых), не оформляя никак поездку документально. Не нарушает закон и таксист, который едет на своем ТС без путевого листа в свободное от работы время, даже если его личный автомобиль оформлен на ООО и используется периодически как такси. Но во время коммерческих перевозок ответственность за отсутствие путевого листа лежит на водителе.