Важные особенности судебной автотехнической экспертизы
Назначение автоэкспертизы в суде необходимо для разрешения разногласий сторон при спорах, связанных с ДТП.
Поскольку судья не является специалистом в этой области, ему необходимо опираться на проверенные данные при вынесении решения экспертами.
Закон
Возможность проведения судебной автотехнической экспертизы предусмотрена ст. 79 ГПК РФ. Ее назначение судом происходит при возникновении необходимости специальных познаний для разрешения вопроса.
В этой же статье регламентирован порядок назначения, а также санкции на случай препятствования ее проведению.
Бесплатная ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ:
М ск +7 (499) 938 5119
С пб +7 (812) 467 3091
Фед +8 (800) 350 8363
Что это такое?
Суды прибегают к назначению автотехнической экспертизы, когда для разрешения спора требуются специальные заключения.
Исследование предоставляет полную, достоверную и объективную информацию по поставленным вопросам.
Типичная ситуация, в которой необходимо назначение независимой оценки, – споры между гражданином и СК. Это может быть несогласие с размером страховой выплаты. Либо предъявление требований к виновнику ДТП, когда размер причиненного ущерба превышает максимальную сумму выплаты.
Автоэкспертиза – это целый комплекс исследований. Для ее проведения специалист должен обладать познаниями в области ремонта и обслуживания транспорта, криминалистики, медицины.
В зависимости от цели исследования экспертизы различаются по видам:
Определение обстоятельств происшествия. Данное исследование разбирает механизм ДТП, положение его участников перед столкновением, скорость передвижения авто, соблюдение водителями ПДД.
Трасологическая. Определяет обстоятельства ДТП. Устанавливает место аварии, траекторию движения автомашин перед столкновением, принадлежность повреждений к конкретному ДТП.
Транспортная. Заключается в целях определения размера причиненного ущерба, отношении повреждений к конкретному столкновению, стоимости работ по восстановлению автомобиля.
Инженерно-психофизиологическая. Выявляет психическое состояние водителей во время ДТП. Могли ли участники правильно или неправильно оценить ситуацию, предотвратить столкновение, как авария повлияла на их дальнейшее состояние.
Вопросы, которые решает
Заключение эксперта дает объективную оценку тем техническим параметрам и процессам, в которых стороны не являются специалистами.
Исследование обстоятельств аварии позволяет установить полную картину происходящего как во время ДТП, так и до его совершения. Специалист анализирует действия водителя, параметры движения транспортных средств и иных участников дорожно-транспортного происшествия. Заключение помогает определить виновника столкновения, а также нарушенные им ПДД.
Диагностика технического состояния автомобиля определяет повреждения, причиненные в конкретной аварии.
При этом она устанавливает недостатки автомобиля, существовавшие до ДТП.
Определяет, сколько будет стоить восстановление автомобиля до его первоначального состояния.
Трасологическое исследование предполагает определение событий аварии по следам. Эксперт устанавливает траекторию движения транспорта, его положение по отношению к остальным участникам столкновения.
Инженерно-психологическая экспертиза помогает установить виновника. Это осуществляется путем анализа психического состояния участников. Специалист проверяет, мог ли водитель предотвратить аварию, предприняв некоторые действия.
Когда нужна экспертиза для суда?
Экспертное заключение является доказательством в гражданском процессе. На ней суд основывает свое решение.
Ситуации, в которых потребуется проводить автотехническое исследование:
споры о размере страховой выплаты;
споры об установлении виновника ДТП;
споры об определении обстоятельств аварии.
Наиболее часто встречаются случаи из первой категории. Страховые компании сотрудничают с оценочными учреждениями, которые при определении размера ущерба, нанесенного автомобилю, занижают стоимость ремонта, деталей.
Водителю в такой ситуации приходится делать независимую экспертизу и обращаться за взысканием доплаты через суд. При наличии двух экспертных заключений судья назначает проведение судебной экспертизы.
В ДТП были пострадавшие
Если в дорожно-транспортном происшествии ущерб причинен не только автомобилю, но и здоровью участников, то обязательно проводится судебно-медицинская экспертиза. Она призвана оценить тяжесть вреда здоровью. В этом же исследовании предоставляется вывод о действиях водителя во время столкновения.
Важно: специалист не определяет наличие умысла в действиях участников ДТП, сделать это может только суд.
Кто может ходатайствовать проведение?
Несмотря на то, что ГПК РФ предусматривает возможность заявления устных ходатайств, прошение о назначении экспертизы подается только в письменном виде. Мало заявить о необходимости автоэкспертизы. В ходатайстве сторона должна определить примерный список вопросов, а также предложить экспертное учреждение.
Подать заявление с просьбой о назначении экспертизы может любая сторона по делу.
Остальные участники судопроизводства вправе предлагать свои вопросы, высказывать пожелания по определению бюро для ее проведения.
Окончательный список вопросов и выбор учреждения либо конкретного лица подготавливает суд.
По ходатайству стороны выносится определение с указанием оснований для проведения экспертизы, вопросов, подлежащих разрешению, наименования специального учреждения. Суд определяет срок проведения оценки.
Кто проводит?
Российское законодательство регулирует экспертную деятельность, обязывая учреждения получать лицензии у контролирующих органов. Проведение автотехнического анализа для суда осуществляют только сертифицированные организации. В противном случае заключение не может быть принято судом.
Эксперт должен быть в списке, имеющих право на проведение судебных экспертиз, Министерства юстиции.
Сервисный центр, обслуживающий автомобиль на постоянной основе, не может проводить техническую экспертизу, поскольку признается заинтересованной стороной. Аналогично не может проводить исследование по заданию суда независимый эксперт, сотрудничающий с конкретной страховой компанией.
Кто оплачивает?
Обязанность по оплате автоэкспертизы возлагается на лицо, заявившее ходатайство о ее проведении. В определении судья указывает оплачивающую сторону.
По результатам рассмотрения дела возмещение расходов на проведение оценки возлагается на проигравшую сторону.
Стоимость зависит от следующих факторов:
марка автомобиля;
его размеры;
степень повреждения;
количество поставленных на разрешение вопросов.
Если выводить среднюю цену оценки, то она будет в районе 10000-15000 руб.
Как она проводится?
Порядок осуществления экспертизы регламентирован специальным пособием ВНИИСЭ. Это стандарт действий экспертов, определенный Минюстом РФ. В нем прописан каждый шаг эксперта при проведении отдельного вида исследования.
Порядок проведения
После назначения экспертизы суд подготавливает полный пакет документов для предоставления его в бюро. Эксперт не может самостоятельно выбирать материалы для исследования, поэтому ему изначально нужно предоставить все необходимое. Это материалы административного дела, предыдущие технические исследования и акты осмотра, фотографии, сам автомобиль.
Если автомобиль не восстановлен, он должен быть предъявлен к осмотру, и эксперт вызывает обе стороны. Если машина отремонтирована либо нет необходимости определять ущерб, анализируются документы.
Тщательно изучив предоставленные материалы, эксперт пишет заключение. Это конечный документ, в котором излагается результат, полученный специалистом.
Далее материалы дела вместе с оценкой направляются в суд для дальнейшего рассмотрения.
Сроки
Конкретный период, в который должно быть сделано заключение, законом не определен. Суды дают примерный срок на осуществление всех необходимых действий – месяц. Само проведение осмотра автомобиля занимает небольшое количество времени, от одного дня до недели.
Основная часть работы, исследование обстоятельств и составление заключения занимают наибольший период времени. Общий срок зависит от степени загруженности экспертного учреждения.
Оценка ущерба
Существуют виды заключений, которые должны ответить не только на вопросы об обстоятельствах ДТП, но и определить размер причиненных транспортному средству повреждений.
Проведя осмотр машины, эксперт устанавливает перечень повреждений. Далее путем проведения исследований эксперт определяет, были ли они причинены в результате данного ДТП или уже имелись на момент его совершения. После проводит оценку затрат на их устранение.
Заключение
После проведения необходимых исследований эксперт выдает заключение. Этот документ состоит из нескольких частей. Во введении делается ссылка на образование проводившего лица, наличие квалификации, опыт в экспертном деле, а также кратко описываются обстоятельства получения материалов.
В основной части эксперт описывает, какие исследования проводились.
В заключении эксперт обязан ответить на все вопросы, поставленные судом. Нельзя пропускать ни одного. Если ответить на один из пунктов невозможно, эксперт указывает это в заключении.
При установлении судом неполноты технического исследования может быть назначена дополнительная или повторная экспертиза.
Полезное видео
Подробно о процессе:
Судебная экспертиза после ДТП
Зачастую после ДТП сотрудникам ГИБДД не удается четко определить обстоятельства аварии без специальных исследований. Особенно часто с такими трудностями сталкиваются участники дорожно-транспортного происшествия с жертвами.
Именно благодаря проведению судебных экспертиз судье и сотрудникам ГИБДД удается определить, кто именно выступал виновником и пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии.
Зачем обращаться в суд после ДТП
В соответствии с правилами страхования, судебная автотехническая экспертиза и оценочная экспертиза после ДТП обязательно должны проводиться в каждом страховом случае.
В первую очередь за проведением такой экспертизы обращаются страховые фирмы, чтобы оценить причиненный транспортному средству и пострадавшим ущерб. Проведение такого исследования необходимо для того, чтобы определить точную сумму страхового возмещения, выплачиваемого потерпевшему.
После проведения первой судебной экспертизы, водитель имеет право обратиться за проведением повторной независимой экспертизы. Чаще всего такое обращение поступает в том случае, если автомобилист не доволен результатами первого исследования пострадавшего транспортного средства.
Если виновником аварии стал водитель, у которого нет страхового полиса ОСАГО, то обращение в суд – единственная возможность для пострадавшего автолюбителя получить возмещение за причиненный его транспортному средству и здоровью ущерб.
В особо сложных случаях участники аварии обращаются за многоступенчатой экспертной оценкой. Чаще всего проведение такой экспертизы необходимо в тех случаях, когда жизни и здоровью участников ДТП был причинен серьезный ущерб, а так же если в результате столкновения сильно пострадало имущество.
Зачем нужна экспертиза автомобиля после аварии
В соответствии с требованиями российского законодательства об обязательно страховании автогражданской ответственности, возмещение после наступления страхового случая может быть выплачено только после предоставления страховщику определенного пакета документов.
Оформлением документов по факту дорожно-транспортного происшествия могут заниматься как сотрудники дорожной инспекции, так и сами участники ДТП, путем заполнения европротокол.
Основное предназначение судебной экспертизы – определение точной стоимости восстановительного ремонта транспортного средства. Помимо этого специалисты, которые осуществляют экспертизу, должны установить наличие повреждений транспортного средства, определить их взаимосвязь с произошедшим ДТП.
От суммы причиненного ущерба, которая была определена экспертами во время проведения исследования, напрямую зависит размер страхового возмещения.
Виды судебных экспертиз
Судебная оценка, проводимая экспертами по результатам ДТП, включает в себя сразу несколько направления исследований. Причем каждое из них акцентируется на отдельных аспектах дорожно-транспортного происшествия.
По результатам проведения всех видов анализов специалистам удается определить все обстоятельства аварии.
Автотехническая экспертиза
Проведение автотехнической экспертизы необходимо для того, чтобы выявить все недостатки, имеющиеся на транспортном средстве, определить точные обстоятельства, при которых они могли возникнуть.
К частым причинам появления недостатков на автомобиле можно отнести:
Дорожно-транспортное происшествие.
Эксплуатация автомобиля.
Некачественный ремонт транспорта.
Производственный брак.
Помимо этого проведение такой экспертизы необходимо для того, чтобы определить, могли ли данные повреждения стать причиной дорожно-транспортного происшествия. В результате такого исследования сотрудникам ГИБДД удается определить круг виновных в аварии лиц.
Оценочная экспертиза
Проведение оценочной экспертизы после дорожно-транспортного происшествия необходимо для получения точного представления о размерах причиненного транспортному средству вреда. Кроме того проведение такого исследования требуется для того, чтобы соотнести полученные в результате столкновения повреждений с актуальной стоимостью проведения ремонтно-восстановительных работ.
Во время проведения экспертизы специалистами учитывается естественный износ автомобиля, утрата его товарной стоимости. К сожалению, в большем количестве случаев проведение такого исследования инициируется страховыми компаниями. Соответственно, после получения заключения от эксперта, страховщик значительно снижает размер положенного материального возмещения.
Именно по этой причине страхователи часто обращаются за проведением повторной независимой экспертизы, так как их не устраивает выплаченная сумма по страховке.
Трасологическая экспертиза
Проведение трасологической экспертизы после ДТП необходимо для исследования следов аварии, которые возникли на месте дорожно-транспортного происшествия. К таким повреждениям можно отнести:
Следы на дорожном покрытии, оставленные автомобилем в результате столкновения.
Остатки кузовной краски на ограждения.
Остатки кузовной краски с одного транспортного средства на другом.
Проведение такой экспертизы дает заинтересованным лицам возможность определить, как именно вели себя автомобилисты на дороги, совершали ли они движение в момент дорожно-транспортного происшествия, были ли попытки выполнить маневр или снизить скорость.
Судебно-медицинская экспертиза
Проведение судебно-медицинской экспертизы после ДТП необходимо для оценки состояния пострадавших после дорожно-транспортного происшествия. В отличие от других видов исследования, проведение которых назначается непосредственно сразу после столкновения, судебно-медицинская экспертиза может быть проведена только по окончании лечения пострадавшего или после его смерти.
Такая отсрочка проведения исследования необходима для того, чтобы у судьи и заинтересованных лиц появилась возможность учесть медицинское заключение, получить представление о физиологическом состоянии пострадавшего изначально и после всех предпринятых врачами медицинских мер.
Кто назначает экспертизу
В соответствии с нормами российского законодательства, назначить проведение судебной экспертизы после ДТП может ограниченное количество лиц:
Участники аварии.
Представители страховщика.
Следственные органы.
Суд.
Так как количество экспертиз законом не ограничено, каждый участник дела имеет право обратиться за проведением повторного исследования. Все полученные результаты должны быть приняты всеми сторонами конфликта и третьими лицами, принимающими участие в разбирательстве.
Дорогие читатели! В статье мы говорим о типовых способах разрешения юридических вопросов, однако ваш случай может быть индивидуальным. Мы поможем вам решить конкретно Вашу проблему – просто обратитесь к нашему юристу:
+7 (812) 407-34-78 (Санкт-Петербург)
Это быстро и бесплатно!
Кто может быть экспертом
В Российской Федерации существуют специальные государственные экспертные учреждения, специалисты которых сотрудничают с судебными инстанциями и следственными органами.
Независимые эксперты
В поисках лицензированного экспертного учреждения можно натолкнуться на множество негосударственных организаций, которые занимаются экспертным анализом транспортных средств и пострадавших после дорожно-транспортных происшествий. Однако несмотря на то, что они представленные в огромных количествах, стоит помнить о том, что не все сотрудники таких компаний могут продемонстрировать высокий уровень профессионализма.
Помимо этого не каждый такой эксперт может похвастаться своей объективной оценкой случившегося.
Именно поэтому автомобилистам, желающим получить экспертную оценку, стоит внимательнее отнестись к выбору специалиста, который сможет провести исследование.
Порядок назначения экспертизы
В рамках действия федерального закона №40 определен порядок, по которому должна проводиться независимая экспертиза после дорожно-транспортного происшествия при наличии споров между страховщиком и страхователем.
К примеру, если у страхователя есть в планах получение от страховщика выплат, необходимых для ремонта транспортного средства, прежде всего ему нужно направить извещение об аварии в офис страховой компании. По требованию страховщика автомобилист также должен в течение 5 дней предоставить на осмотр свой автомобиль. Исчисление данного срока начинается с момента передачи всех документов о ДТП и заявления о страховой выплате.
В течение 5 дней после проведения такого осмотра страховщик должен принять решение о выплате страховки или назначении дополнительной экспертизы. Если между сторонами договора возникли разногласия относительно количества повреждений, характеру или обстоятельствам, при которых они были получены, страховая компания обязательно должна назначить проведение экспертизы.
Данный порядок обязательно должен быть соблюден. Исключение возможно только в том случае, если страховщик категорически отказывается проводить экспертизу. В такой ситуации страхователь имеет право организовать проведение такой экспертизы самостоятельно.
Документы для проведения экспертизы
В соответствии с требованиями российского законодательства, для проведения судебной экспертизы после ДТП собственник транспортного средства должен представить не только сам автомобиль и его оставшиеся части, но и определенный пакет документов, куда входят:
Регистрационные документы на транспортное средство.
Справку о дорожно-транспортном происшествии.
Документы об аварии, которые были направлены страховой компании.
Если заказчиком экспертизы выступает страховщик, то необходимо предоставление соответствующего направления.
Прочие документы, связанные с происшествием.
Предоставление такой услуги производится по гражданско-правовому договору, сторонами выступают эксперт и страхователь/страховщик.
Заказчик должен оплатить все расходы по проведению такого исследования.
Виды исследований
В целом вся судебная экспертиза транспортного средства или пострадавших в результате ДТП может быть разделена на три вида:
Первичная экспертиза проводится после дорожно-транспортного происшествия. Как правило, основанием для проведения такого исследования выступают сомнения в правильности выводов сотрудников страховой компании.
Если же заказчик недоволен выводами, сделанными экспертом, он имеет право запросить проведение повторного исследования. Проведение вторичной экспертизы должно быть осуществлено по тем же основанием, что и первичной, то есть, эксперт должен давать ответы на те же вопросы.
В том же случае, когда у страхователя или страховщика возникают дополнительные вопросы к эксперту, должна быть назначена дополнительная экспертиза.
При назначении повторной экспертизы заказчиком должны быть соблюдены следующие требования:
В том случае, если исследованием занимается другой эксперт или экспертная организация, они должны быть оповещены о том, что первичное исследование уже было проведено.
Перед проведением второй экспертизы также важно сообщить об этом всем заинтересованным лицам.
Проведение судебной экспертизы после ДТП
В целом, проведение судебной экспертизы после ДТП – это практически то, что и независимая оценка причиненного транспортному средству вреда. Одно из немногих исключений заключается в том, что ее проведением занимается не участники дорожно-транспортного происшествия, а суд.
Участники судебного процесса имеют право поставить перед экспертами все интересующие их вопросы, равно как и судья. Но последний участник не имеет права потребовать от специалистов различных правовых вопросов, так как их рассмотрением может заниматься только судебный орган.
Стоимость судебной экспертизы
При расчете стоимости проведения судебной экспертизы после дорожно-транспортного происшествия стоит учитывать тот факт, что данное исследование заключается в решении большого количества задач, поставленных перед экспертом.
Примерная стоимость оценки технического состояния транспортного средства после ДТП – от 5 до 7 тысяч рублей. Оценка причиненного ущерба обойдется заказчику еще в 2-3 тысячи рублей.
Проведение судебно-медицинской экспертизы оплачивается отдельно и может обойтись заказчику в 8-5 тысяч рублей.
Помимо этого эксперту может потребоваться проведение анализа в различных смежных отраслях, к примеру, оценка дорожного покрытия, проверка достоверности записей с видеокамер, представленных в качестве доказательства. Каждая такая дополнительная процедура оплачивается отдельно.
Понятие о судебной экспертизе после ДТП
В некоторых случаях после аварии может понадобиться анализ ситуации и состояния автомобиля. Это нужно для более точного определения обстоятельств и поиска виновника, если возникают какие-то несостыковки. Как показывает практика, они есть почти всегда, поэтому судебная экспертиза после ДТП проводится практически всегда, когда дело доходит до суда. Мы расскажем, что она собой представляет и подлежит ли обжалованию.
Какие бывают экспертизы
Зачастую множество нюансов дорожно-транспортных происшествий (ДТП) скрыто и определить их с первого взгляда невозможно. Но опытные эксперты могут практически по секундам воссоздать события аварии. На данный момент существует четыре вида экспертиз, среди которых:
Трасологическая – проводится непосредственно на месте ДТП. Призвана воссоздать картину аварии на местности, высчитать скорость автомобиля, при которой он двигался до столкновения, его траекторию, тормозной путь и прочие нюансы. Позволяет определить виновника происшествия и оценить ущерб.
Для чего проводить судебную экспертизу
Есть много причин, по которым нужно проводить экспертизу, но все они сводятся к трем основным:
Смоделировать аварию.
Оценить нанесенный вред (как людям, так и имуществу).
Определить виновника.
Первые шаги экспертизы проводятся по инициативе сотрудников ГИБДД на месте аварии. Это трасологическая и судмедэкспертиза. Именно на этом этапе моделируется авария. Затем по результатам следствия определяется виновник и степень его вины. После этого пострадавшая сторона вправе требовать компенсацию.
С этого момента определяется компенсация пострадавшей стороне. Проводится судебная автотехническая экспертиза автомобиля, на основании которой оценивается нанесенный вред. А также на данном этапе решается, страховой ли это случай аварии и кто будет возмещать ущерб. При условии, что случай страховой, выплачивать компенсацию будет фирма, выдавшая полис. Если автомобиль был не застрахован – виновник аварии.
Все необходимые доказательства (задокументированные точные данные об ущербе и стоимости возмещения ремонтных работ), а также другие необходимые документы нужно представить следствию. Инициатором экспертизы выступает страховая компания, следствие или водитель, если он желает повторно получить информацию и оспорить предыдущее решение.
Какие могут быть основания для назначения экспертизы
Несмотря на то что право на запрос о проведении экспертной оценки есть как у следственных органов, так и у страховщиков и даже участников, конечное решение принимает суд. Для назначения экспертизы нужно написать заявление и передать его на рассмотрение в суд. Решение суда определит, проводить ли процедуру.
Как подать ходатайство
Как уже отмечалось, пострадавшей в ДТП стороне при необходимости запросить экспертизу следует написать официальную просьбу об этом. Потребуется специальный бланк, пример которого вы можете видеть ниже.
Оформлять нужно по общепринятым стандартам заявлений. Сначала вы пишете кому и куда направлен документ – в правом верхнем углу листа:
А затем указывается предмет заявления:
Процедура назначения судебной экспертизы
Для проведения экспертной оценки только заявления недостаточно. Согласно действующему порядку проведения экспертизы, установленному законом, требуется в официальной форме подать извещение в страховую компанию. В документе нужно сообщить о случившийся аварии. Как уже упоминалось ранее, страховщики сначала проверят автомобиль, который нужно предоставить им в течение пяти дней с момента подачи заявления о ДТП. Также следует подать все необходимые документы.
Если дорожное происшествие несерьезное и вы согласны с решением проводивших проверку экспертов, ничего больше делать не понадобится. Но если это не так, нужно инициировать экспертную проверку – написать ходатайство. Как именно это сделать, читайте выше. Ходатайство следует подать в соответствующий орган. В данном случае в суд. Если он откажет в проведении экспертизы (обязательно должна быть указана причина), подайте заявление уже через канцелярию. В таком случае нужно следить, чтобы вам поставили штамп, что заявление принято.
Кстати, подавать ходатайство в письменной форме вовсе не обязательно. Можно сделать и устный запрос непосредственно во время проведения заседания суда. Хотя это и не рекомендуется, так как тогда оно нигде письменно не зафиксируется.
Для принятия решения проводить экспертизу или нет много времени не нужно. Если заявление было сделано устно – все решается на месте во время судебного заседания по итогам рассмотрения доказательств обеих сторон. Если же документ подавался через канцелярию – может потребоваться несколько дней, в зависимости от загруженности отделения. Кроме требований сторон, экспертиза может также назначаться по решению суда для уточнения материалов дела.
Какие понадобятся документы
Несложно догадаться, что проведение судебной экспертизы при ДТП требует наличия пакета документов. Кроме автомобиля, для проверки вам понадобится предоставить:
Свидетельство о регистрации ТС и ПТС.
Документы об аварии (все, что вы направляли в страховую компанию).
При себе также нужно иметь удостоверение личности.
Кто выступает в роли эксперта
Несмотря на то что существует масса организаций, занимающихся экспертной оценкой автомобилей после ДТП, их есть всего два вида:
Государственные учреждения.
Частные компании.
Можно без опасения обращаться в любые госучреждения, но с частниками стоит быть предельно внимательными. Стоит проверить наличие лицензии, отзывы клиентов. Все затраты ложатся на заказчика процедуры. Если заключение будет некорректным, то, кроме дезинформации по делу, понадобится проводить дополнительную проверку – тоже за счет заказчика.
Классификация исследований
Вопреки широкому мнению, оценка повреждений, которая проводится страховой компанией не является конечным неоспоримым результатом. Если возникают вопросы, разрешение на проведение дополнительной экспертной проверки нужно запрашивать в суде. Их может быть три вида:
Первичная. Проводится в случае сомнений в решении страховщиков. Как правило, сомнения есть всегда, если речь идет о серьезной аварии. Проверяются те же параметры, что и при экспертизе страховой компании.
Вторичная. Проводится в случае сомнений в решении экспертной организации, проводившей первичную проверку. Такой вид проверки встречается гораздо реже. Если ею будет заниматься организация, не имеющая отношения к первой экспертизе, нужно обязательно сообщить эту информацию вовлеченным в конфликт сторонам.
Дополнительная. Запрашивается только в особенно тяжелых и запутанных случаях. Требует от экспертной организации дополнительных разъяснений или более тщательной проверки какой-то части автомобиля.
Длительность экспертизы
Нужно понимать, что все в данном случае зависит от сложности работ, сохранности автомобиля, загруженности фирмы и ее тарифов. Факторов, влияющих на сроки проведения проверки множество, но в среднем заключение можно получить в течение одной-двух недель. Процедура может длиться от нескольких дней до месяца.
Сколько стоит проведение экспертной проверки
Логично возникает вопрос, сколько стоит судебная экспертиза автомобиля и кто ее оплачивает. Процедуру оплачивает заказчик (по решению суда обязанность оплаты может быть переложена на виновника ДТП или страховую компанию, даже если инициатором был пострадавший), но сумма может значительно варьироваться.
Кроме причин, влияющих на скорость проведения проверки, описанных разделом ранее, на цену влияют и расценки конкретной фирмы и сложность проводимых работ. Если вы хотите приблизительно подсчитать стоимость судебной экспертизы по ДТП, учтите данные следующей таблицы:
Название процедуры
Стоимость, руб
Изучение технического состояния авто.
От 5 000
Оценка ущерба.
От 3 000
Судмедэкспертиза.
8 000–15 000
Дополнительные проверки, затребованные следствием.
Стартуют от 1 000 и могут доходить до десятка, в зависимости от вида.
Приведенные данные являются приблизительными. С уверенностью можно сказать только, что государственные пункты проверки обойдутся дешевле, но работать они будут дольше.
Можно ли обжаловать заключение
Если пострадавшая сторона не согласна с заключением экспертизы, она может побороться за свои права получить компенсацию. Скорее всего, суд откажет принимать ходатайство о повторном проведении экспертизы, но попробовать все же стоит. Опишите что именно вас не устраивает в повторном заявлении и подайте его как полагается.
В случае отказа обратитесь к независимому эксперту и попросите написать рецензию по уже имеющемуся заключению (конечно, это будет небесплатно). Обязательным условием является то, чтобы юрист, пишущий рецензию, не был вовлечен в данное судебное разбирательство. Но даже в этом случае нет гарантий, что суд выдаст разрешение на перепроверку. Причиной тому послужит нежелание затягивать дело, которое уже якобы решено. Поэтому экспертную организацию важно выбирать с особой тщательностью, руководствуясь прежде всего надежностью и качеством предоставления услуг, а не ценой.
Что в итоге
Судебная экспертиза – важнейший момент в моделировании аварии, оценке ущерба и определении ее виновника. К ней нужно относиться со всей серьезностью и не экономить, если вы являетесь пострадавшей стороной и хотите получить возмещение в полной мере.
Независимая экспертиза транспортного средства: Видео
Кандидат юридических наук. Адвокат. Юридический практический стаж – 7 лет. Специализации: Автоправо, налоговое право, займы и кредитования, возмещение ущерба.
Оценка после ДТП
Господа начинающие автовладельцы, запомните раз и навсегда — такого понятия как «бесплатная» и одновременно независимая экспертиза после ДТП просто не существует, также как и не существует в природе независимого оценщика, офис которого расположен в здании страховой компании.
Примечательно, что вышеуказанные «независимые» оценщики, даже не стесняются скрывать сам факт ублажения страховых компаний, выставляя напоказ — факт тесных взаимоотношений определенного рода в разделе «Партнеры» на своих официальных сайтах.
Объективно оценивая сложившуюся ситуацию, НТЦ “АВТОТЕХ”, глубоко надеется, что ситуация с проведением подобной «независимой экспертизы» после ДТП в рамках ОСАГО, наконец нормализуется, а рынок страховых и экспертно-оценочных услуг станет более цивилизованным.
Мы поддерживаем последние инициативы депутатов Госдумы РФ, планирующих ввести для оценщиков и автоэкспертов уголовную ответственность за заведомо ложный или недостоверный отчет об оценке стоимости автомобиля (в формате ст.307 УК РФ по аналогии с судебными экспертами). Со своей стороны, мы открыто заявляем, что при проведении судебной оценки ущерба автомобиля по поручению судебных и следственных органов страны, мы ручаемся за качество своих экспертных выводов своей высокой репутацией.
Также мы поможем Вам, наши уважаемые автовладельцы, наказать непорядочного оценщика, нередко именующего себя экспертом, путем рецензирования его якобы независимой экспертизы путем подготовки рецензии, которая подписывается целой комиссией высококлассных судебных автоэкспертов, имеющих блестящее автотехническое, оценочное и судебно-экспертное образование.
Судебная экспертиза
Процедура проведения судебной экспертизы автомобиля, пострадавшего в результате ДТП существенно отличается от договорной (внесудебной) независимой экспертизы того же самого автомобиля. Сразу отметим, что оценочная организация или судебно-экспертное учреждение, специализирующееся на судебной экспертизе после ДТП, это две совершенно разные вещи.
Перечень судебно-экспертных учреждений, проводящих судебную, независимую экспертизу (в отличие от многотысячного войска оценщиков), не велик, в своем массовом выражении число судебных экспертов и число оценщиков в форме пропорции выглядит как — 1/100. Специфика статуса судебных экспертов, вне зависимости от их экспертной специальности состоит в том, что они находятся на заведомо более высоком уровне юридической ответственности за свои действия и обладают более высоким уровнем профессиональных знаний, чем рядовые оценочные фирмы и частные оценщики.
Чаще всего для проведении независимой экспертизы новых машины и подержанных автомобилей, пострадавшего в результате ДТП, судья мирового (или районного) суда может по своей инициативе предложить Вам экспертную организацию, которая положительно зарекомендовала себя в данном суде, что положительно отразится на результате рассмотрения дела.
В случае, если судья, в силу тех или иных причин не предложил вам учреждение, где адекватно проводят судебную экспертизу и независимую экспертизу ТС при ДТП, потратьте несколько минут на работу с интернетом и выберите судебно-экспертное учреждение, в штате которого присутствуют эксперты автотехнических, автотовароведческих, дорожно-транспортных экспертиз, транспортно-трасологических, а также судебных экспертиз по установлению механизма ДТП. Наличие широкого набора автотехнических экспертов – это, пожалуй, самый главный показатель уровня данного экспертного учреждения, свидетельствующего о том, что предстоящая оценка автомобиля будет проведена качественно и на должном уровне.
Вне зависимости от кричащей рекламы в интернете, вы, также как и в случае с тестированием оценщиков, должны трепетно отнестись к проверке «пригодности» судебно-экспертного учреждения и работающих в нем автоэкспертов, которые будут проводить для вас независимую экспертизу автотранспорта при ДТП. Набор документов, требующий изучения практически идентичен, за исключением того, что у эксперта по экспертизе авто после ДТП должны быть дополнительные диплом о профессиональной подготовке эксперта-техника по весьма продолжительной программе, продолжительностью более 500 часов.
В зависимости от поставленных задач и объектов, представленных на экспертизу выделяются следующие виды независимой экспертизы автомобилей:
экспертиза качества ремонта автомобилей (по делам о защите прав потребителей);
экспертиза ГСМ автомобиля, в т.ч. топлива, бензина, соляры, моторных масел;
Документы, необходимые для проведения независимой экспертизы:
копия свидетельства о регистрации транспортного средства (СТС);
копия паспорта транспортного средства (ПТС);
копия справки о ДТП (аварии);
копия вашего страхового полиса;
копия паспорта владельца автомашины;
копия доверенности на управление транспортным средством (при наличии).
Этапы проведения независимой экспертизы и оценки ущерба после ДТП:
заключение договора оказания услуг по проведению независимой экспертизы транспортного средства;
согласование места, даты и времени экспертного осмотра транспортного средства;
направление телеграммы (с уведомлением о вручении) противоположной стороне, с приглашением присутствовать на осмотре автомобиля и проведении технической экспертизы автомобиля, а также уведомление представителя страховой компании о времени и месте осмотра автомобиля;
составление акта осмотра автомобиля с обязательным фотографированием повреждений на месте осмотра ТС;
выполнение расчетов по определению стоимости ущерба автомобиля;
оформление отчета об оценке нашими экспертами в области экспертизы ДТП;
передача отчета об оценке ущерба — заказчику.
Сроки
О сроках проведения независимой экспертизы после ДТП. Сроки проведения независимой экспертиза автомобиля являются договорными, и традиционно в любых бюро, проводящих экспертизу составляют от 3-х до 10-ти календарных дней с даты осмотра автомашины. За повышенную срочность оценки конечно же придется доплачивать.
Стоимость
Безусловно, каждый из Вас может попытаться определить, сколько стоит независимая экспертиза автомобиля, изучив ряд сайтов тех или иных оценочных компаний, однако не надейтесь, что при личной встрече в офисе, стоимость экспертизы не изменится. В действительности, определить, сколько будет стоить экспертиза автомобиля в заочном порядке вам вряд ли удастся, именно поэтому мы рекомендуем не заниматься пустой тратой времени на розыски недорогой экспертизы в интернете и обратиться непосредственно на консультацию к автоэкспрету, который после вашего подробнейшего опроса и осмотра автомашины, точно укажет стоимость экспертизы персонально для вашей автомашины.
Иногда можно слышать наивный вопрос — «кто оплачивает независимую экспертизу?». На данный обывательский вопрос хотелось бы ответить, крылатой фразой «Кто платит, тот и заказывает музыку». Безусловно, бывают случаи оказания экспертизы недорого, но не рассчитывайте, что за 2000 рублей с Вами будут обращаться как с принцем датским. Сразу вспомнился анекдот, Объявление в газете «Ремонтирую автомашины, недорого (но плохо)».
Если затронуть ценовой вопрос, и сравнить стоимость независимой экспертизы транспорта при ДТП (или стоимость оценки автомобиля для продажи) со стоимостью судебной экспертизы транспорта, то разница в стоимости имеет место и составляет как минимум 2-3 раза, то есть стоимость акта об оценке автомобиля будет гораздо дешевле, чем судебная экспертиза по тому же самому автомобилю, что обусловлено более высокой степенью ответственности судебного эксперта проводящего пресловутую экспертизу ущерба вашего автомобиля.
В общем и целом, цена независимой экспертизы автомобилей во внесудебном порядке начинается от 3000 рублей (при минимуме повреждений), и в редчайших случаях достигает 20 000 рублей, например по очень серьезным и громким судебным делам, связанным с исследованием технического состояния автомашины элит-класса.
Наши координаты
В случае Вашей заинтересованности в судебной экспертизе автомобилей или в досудебной независимой экспертизе автомобилей, добро пожаловать в НТЦ “АВТОТЕХ”. Чтобы не гадать, где можно провести экспертизу после ДТП, сообщаем, что место вашего пребывания не столь существенно, т.к. наши эксперты, проводящие техническую экспертизу автомобиля, без затруднений выезжают в любой город Российской Федерации.
Независимая экспертиза после ДТП и организация данного процесса довольно сложный процесс. Низкие цены экспертных услуг, высокая конкуренция, недостаточно высокая квалификация новых сотрудников поступающих к нам на работу, с каждым из которых требуется заново учиться, разъяснять правила проведения экспертизы, порядок проведения экспертизы, объяснять и показывать элементарные вещи, рассказывать, как сделать экспертизу, чтобы ее не отменили в суде, давать ответы на такие элементарные вопросы как «кто проводит экспертизу?» или «как провести экспертизу» через суд, либо «как проводится экспертиза для страховой компании?». Однако как без новаторства?
Дополнительно сообщаем, что кроме полноценной независимой экспертизы автомобилей в наших организации практикуется такая услуга как — экспресс оценка автомобилей, свойство которой состоит в том, что полноценный отчет об оценке заказчику не выдается, и все ограничивается расчетами и выдачей справки об итоговой стоимости автомобиля, или упрощенной калькуляции о стоимости ремонта.
В заключении мне хотелось бы заметить, что кроме конфликтных ситуаций, о которых мы говорили выше, в оценочной деятельности существуют более спокойные формы проведения экспертизы автомобилей, такие как оценка автомобиля для наследства, экспертиза автомобилей по поручению нотариальных органов (нотариуса), независимая экспертиза технического состояния автомобиля по делам о защите прав потребителей. Кроме того, не менее востребованы заказы по экспертизе подержанных автомобилей в целях купли-продажи (продажи) на открытом рынке.
ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Что такое судебная автотехническая экспертиза и зачем она нужна? Тонкости и нюансы процедуры
Каждый из нас в своей жизни был свидетелем аварии, но не каждый ее участником. Когда человек попадает в дорожно-транспортное происшествие, он не всегда понимает, как и по какой причине это произошло. А иногда и понимает, но не хочет признавать свою вину.
В этом случае проводиться судебная экспертиза автомобиля при ДТП. Она помогает установить реальные причины аварии, главного виновника, а также совокупность всех повреждений автомобиля после дорожно-транспортного происшествия.
Что это такое и когда нужна?
Самой важной частью в судебной автотехнической экспертизе является установление зачинщика аварии. Это может быть водитель, пешеход или же что-то другое. Виновнику аварии придется выплатить всем пострадавшим компенсации за нанесенный во время столкновения ущерб, а потерпевшему необходимо будет доказать, то что этот ущерб есть, установить его оценочную стоимость.
К большому сожалению, зачастую зачинщики аварии не всегда соглашаются со всеми претензиями, которые ему предъявляют потерпевшие. Да и сперва на месте аварии тоже сложно определить, по какой причине она произошла, чьи действия непосредственно привели к этой ситуации. А иногда бывает и так, что определение виновника на месте ДТП является ошибочным. Судебная экспертиза автомобиля после ДТП нужна именно в таких ситуациях, когда требуется:
оценить стоимость ущерба;
установить реального виновника аварии;
составить всю картину данного происшествия.
Техническая экспертиза автомобиля является важным звеном для судебных и следственных органов, вычисляя виновника ДТП и все обстоятельства данной аварии. Это очень важно, поскольку малейшая деталь дорожно-транспортного происшествия может уменьшить или увеличить степень ответственности водителя автомобиля, а также указать и других виновных в этой ситуации.
Экспертиза включает в себя проверку:
технического состояния машины;
причин поломки автомобиля;
обстоятельств, которые привели к аварии.
Существует множество причин, когда самостоятельно разобраться с причинами аварии сложно. В этом случае участники происшествия прибегают к независимой судебной экспертизе.
Причины необходимости судебных экспертиз:
Неоднозначность причины аварии.
Невозможно разрешить спорную ситуацию без профессиональных автотехнических знаний.
Вычисление главного виновника дорожно-транспортного происшествия.
Споры со страховыми компаниями по поводу выплаты компенсации за ущерб.
Споры с зачинщиком аварии по поводу выплаты. Одна из сторон придерживается собственной позиции, с которой может быть не согласна другая.
Например, не обойдется без судебной экспертизы ситуация, когда пострадавший утверждает, что все вмятины, на его машине появились именно после этой аварии, когда на самом деле это может быть не так. Виновник аварии может отговариваться и доказывать, что он абсолютно не причастен к появлению этих повреждений.
После обращения в суд и проведения оценки авто, специалист, который будет заниматься этим делом, на основе многих факторов, может доказать, что вмятины на машине были получены еще до дорожно-транспортного происшествия.
На что помогает ответить, какая основная задача?
После проведения данного расследования становятся ясными ответы на следующие вопросы:
Какие причины и обстоятельства послужили возникновению дорожно-транспортного происшествия?
Кто является реальным виновником в данной ситуации?
Какой ущерб принесла эта авария пострадавшей стороне?
Сколько стоило транспортное средство пострадавшего до аварии?
Какова стоимость годных остатков автомобиля после аварии?
Какова стоимость ремонта ущерба после аварии?
Каков размер повреждений, полученных после ДТП?
Все ли повреждения соответствуют полученным именно после этой аварии?
С какой скоростью ехали автомобили?
Каким был тормозной и остановочный путь?
Как были расположены транспортные средства относительно друг друга?
Причиной аварии послужили невнимательность и незнание водителей, или же какие-то посторонние факторы на дороге?
Таким образом, основной задачей проведения экспертизы автомобиля для суда является определение стоимости ремонта и реального причиненного ущерба.
Предмет в обстоятельствах аварии
Что же является предметом судебной экспертизы обстоятельств ДТП:
все данные, свидетельствующие о произошедшей аварии;
техническое состояние транспортного средства;
скорость его движения во время ДТП;
механизм ДТП;
загруженность;
режим движения;
покрытие проезжей части и многое другое.
Все это устанавливается экспертом-автотехником на основе своих знаний и материалов данного дела.
В какие сроки проводится для суда?
Сроки проведения судебной экспертизы могут отличаться в зависимости от сложности аварии. Но обычно, период проведения экспертизы составляет 15-30 рабочих дней. Специалисту необходимо будет разобраться с каждым из участников аварии, внимательно изучить все документы и материалы, составить общую картину ситуации, выяснить характер повреждений и оценочную стоимость ремонта.
В важных и неотложных случаях, за дополнительную плату сроки экспертизы могут сократиться до 3-5 дней.
Факторы, от которых зависит срок проведения экспертизы авто:
загруженность специалистов;
сложность ДТП;
срочная подготовка отчета.
Если же сам суд назначил экспертизу авто, то конкретный срок ее осуществления он должен указать в соответствующем постановлении. Если произойдет так, что расследование продлится дольше запланированного судом срока, то эксперта, который занимался этим делом, могут оштрафовать.
Процедура экспертизы проходит в нескольких этапов:
Участников аварии уведомляют о проведении судебной экспертизы автомобиля, времени и месте проведения.
Проводится тщательный осмотр машины пострадавшего в дорожно-транспортном происшествии и места, где случилась эта авария.
Полученные сведения определенное время анализируются, составляются в одно целое.
Специалист, занимающийся этим делом, составляет итоговое заключение по ДТП, которое передает заявителю.
Кто может инициировать?
Стать инициатором проведения судебной экспертизы может любой из участником аварии, а также судья, правоохранительные органы или даже страховая компания (если она гарантирует взятие всевозможных издержек на себя).
Назначение ее будет одобрено в том случае, когда инициатор сам докажет необходимость экспертизы, а в заявлении ходатайства напишет, какие именно обстоятельства и вопросы необходимо выяснить.
Составление ходатайства
Для того чтобы начать судебную экспертизу, необходимо подать в суд ходатайство. Ходатайство может быть объявлено как устно, так и письменно. Но второй вариант считается более правильным.
В ходатайстве инициатор должен перечислить все спорные моменты, которые ему хотелось бы выяснить, вопросы, на которые он бы хотел получить ответ, указать желаемого исполнителя работ, а также четко и ясно прописать доказательство необходимости в этой экспертизе.
Если, помимо имеющихся материалов и документов, приобщенных к гражданскому делу, у вас появились дополнительные доказательства, необходимо также приобщить их к материалам дела.
Данное ходатайство будет рассматриваться в суде со всеми участниками процесса. Любой из них сможет заявить возражением на представленные доказательства и материалы дела, подготовить свои документы и вопросы для выяснения обстоятельств, обратиться к другому эксперту.
Законом разрешено самостоятельно выбирать эксперта, который будет заниматься исполнением работ. Но главное, чтобы он был не имел непосредственного отношения к страховой компании, в этом случае выплата компенсации за автомобиль по суду может сильно минимизироваться. При указании своего специалиста, инициатор должен помнить, что на данную работу в рамках ОСАГО может претендовать только эксперт, который состоит в реестре экспертов-техников при Минюсте России.
Сколько будет стоить?
Стоимость судебной экспертизы, как и ее сроки, является индивидуальной для каждого случая. В среднем она варьируется от 5 до 15 тысяч рублей в 2018 году. Но в случаях, требующих более подробного анализа, цена может быть завышена в несколько раз.
Что влияет на определение цены судебной экспертизы:
срок проведения;
тяжесть повреждений;
запутанность в выяснении обстоятельств;
методы проведения экспертизы;
компетентность и востребованность эксперта.
Как обжаловать итоги?
Существует огромное количество случаев, когда участники дорожно-транспортных происшествий бывают не согласны с итогами экспертизы.
Однако для того чтобы обжалование рассмотрели и заново провели разбирательство, необходимо иметь очень весомые доводы, в противном случае это будет лишняя трата денег и времени. А также обе стороны обязаны ознакомиться с новым возобновлением экспертизы.
Что можно считать вескими доводами для повторной судебной экспертизы автомобиля при ДТП?
указание не всех материалов и документов, фигурирующих в расследовании;
недостижение конечного результата и т.д.
При оформлении вторичного ходатайства заявитель должен соблюдать правила его написания:
Обозначить свои данные и адресата, которому направится этот документ.
В названии уточнить, что это ходатайство о повторной экспертизе.
Написать информацию о выводах предыдущей экспертизы, о том, кто ее проводил.
Описать доводы, которые заставляют усомниться в их достоверности.
В заключении написать просьбу о назначении повторной судебной экспертизы автомобиля.
Приложить новый список вопросов, на которые нужно ответить.
Если имеются иные доказательства своей правоты, приложить их к материалам дела.
Написать дату составления, подпись и её расшифровку.
После того как судья получит новое ходатайство, ознакомившись с ним, он принимает соответствующее решение по данному вопросу. Он имеет право удовлетворить ходатайство полностью или частично, а также отклонить его вообще, если посчитает, что приведенные факты и аргументы не являются весомыми.
Именно поэтому при подаче нового ходатайства лучше воспользоваться услугами опытного юриста, который поможет разобраться в данной ситуации, а также составить документ.
Таким образом, если возникает ситуация, когда, попав в аварию вы не можете точно вычислить виновника, причины по которым так вышло или же реальный зачинщик отрицает свою вину, а также масштаб нанесенного им ущерба, необходимо прибегнуть к помощи судебной экспертизы автомобиля при ДТП. Специалист-автотехник поможет точно разобраться в ситуации, доказать вину или невиновность определенного участника аварии.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.