Как правильно составить схему ДТП самостоятельно
Vipmotorss.ru

Автомобильный портал

Как правильно составить схему ДТП самостоятельно

Как правильно нарисовать схему ДТП (образец)

Часто ксоставлению схемы ДТП водители относятся как к гарантии точной фиксации произошедшей аварии. И, действительно, именно от правильного составления чертежа зависит возможность получения страхового возмещения (в отдельных случаях страховой выплаты), избегания ответственности, если водитель невиновен и пр. Важно не только уметь рисовать обстановку ДТП самому, но и контролировать верность описания сотрудником ГИБДД.

Ситуации, когда возможно оформление

В зависимости от обстоятельств аварии составление схемы допускается:

ситуация кто составляет обязательна/необязательна
Оформление европротокола без вызова сотрудников ГИБДД Участники ДТП Обязательна
ДТП не подпадает под оформление европротоколом и отсутствует схема от работника ДПС схему ДТП самостоятельно составляют участники Рекомендовано
ДТП не подпадает под оформление европротоколом и схему составил работник ГАИ Участники ДТП могут составить дополнительную схему По усмотрению

Порядок составления

Какое должно быть содержание

Правильная схема ДТП обязательно включает такие важные сведения как:

  • дата и точное время происшествия;
  • кто является участником и какие автомашины задействованы в аварии;
  • количество столкнувшихся ТС;
  • кто виноват в дорожном событии;
  • направление движений автомобилей до аварии;
  • взаиморасположение машин в момент ДТП;
  • нахождение автомобилей после окончательной остановки сразу после аварии;
  • место на дороге, где оказался пострадавший пешеход или пассажир (если в аварии задействованы не только автосредства);
  • какие были световые сигналы у автомобилей при дорожном происшествии (поворотники, сигналы «стоп», головные фары и пр.);
  • план участка дороги, где было столкновение;
  • габариты (ширина) проезжей части и количество полос в каждом направлении;
  • вид участка дороги, то есть прямая проезжая часть или перекресток или поворот дороги и пр.;
  • наличие оградительных сооружений, обочин, тротуаров и т.п.;
  • привязка к адресу (номер дома, название соседних улиц, памятники, развлекательный комплекс, если вне населенного пункта – километр трассы, прочие ориентиры);
  • разметка, дорожные знаки, светофоры и их сигналы в момент ДТП;
  • посторонние предметы на проезжей части и препятствия, в том числе большие ямы и выбоины на дорожном полотне;
  • месторасположения на проезжей части крупных осколков и деталей автомобилей;
  • проекция тормозного пути автомобилей, а также их следов.

Основные правила

Единых правил как нарисовать схему ДТП для страховой и прочих случаев нет. Просто наработана многочисленная практика оформления аварий. Именно накопленный опыт следует учитывать как рекомендации.

План содержит как графические, так и буквенные, цифровые обозначения. То есть к графическим элементам нужно делать комментарии и пояснения. Это можно делать прямо около элементов, а также в виде сносок под чертежом.

Изображение производится в формате 2 D, то есть горизонтальный вид сверху.

Рисовать схему следует шариковой ручкой синего или черного цвета.

Все элементы, обозначения, символы и слова должны быть разборчивыми и понятны для всех.

Используются общепринятые символы без излишней детализации.

Не допускаются исправления, подчистки и подобное. Обычно вначале участники рисуют черновые варианты (каждый сам свой). А потом обсуждают все разногласия. Далее прорисовывают чистовой вариант. И если всё же допущены исправления, то их нужно делать аккуратно и подтверждать подписями.

При заполнении, по возможности, соблюдать масштабирование и пропорций.

Юристы страховых компаний советуют записать номера водительских удостоверений и страховых полисов водителей , смотрите на видео:

Проводить измерения с целью привязки основных элементов ДТП к прочным ориентирам. Это делается для возможности воссоздания обстановки в последующем. Измерения нужно делать так, чтобы можно было определить не просто где находится автомобиль, но и его положение (угол разворота). Отдельно делают замеры расстояний до границ перекрестков, знаков, края обочины, светофоров, длинны тормозного пути и пр.

Фотоматериалы. Для подлинности схемы следует запечатлеть картину на фотосредства.

Допускается несколько взаимосвязанных схем. Например, одна общая, а другая детализирующая отдельный фрагмент происшествия.

Желательно оформить схему непосредственно в момент оформления дорожного события, то есть на месте. Хотя в некоторых случаях допускается и последующее оформление даже несколько дней спустя. Но такие чертежи должны быть обоюдно утверждены участниками.

Графический документ имеет юридическую силу, если подписан всеми участниками. За исключением схем, которые составляет сотрудником госавтоинспекции, выезжающим на аварию.

Если имеется несколько чертежей противоречащих между собой, то большую силу имеет более поздний вариант.

Используемые обозначения

Правила составления чертежа аварии подразумевают четкие единообразные обозначения:

Знак обозначения Что обозначается Дополнительное описание
автомобиль легковой Если автомобиль в динамике, то изображается несколько фигур у первых контуры пунктиром, у последней фигуры (окончательная фаза аварии) контур сплошной.
грузовой автомобиль Машины обозначают либо буквами, либо цифрами
мотоцикл
направление движения Линии повторяют траекторию движения во время ДТП
место столкновения
дорожная разметка Как выглядит на покрытии
дорожный знак Если знак сложно изображать, можно указать номер в соответствии с ПДД или его название
светофор Крестиком отмечается горящий сигнал в момент аварии
посторонний предмет
тормозной путь
тротуар
дорожное ограждение
работа поворотников, стоп-фонарей
деталь и части автомобиля

Вот образец схемы ДТП двух автомобилей:

Требования к различным видам схем

Европротокол

Существует упрощенная форма оформления ДТП – европротоколом (специальный бланк-извещение, выполненный типографским способом, его выдает страховая организация). Такая форма не требует вызова работника ДПС, сбора дополнительных документов и предусматривает сокращенные сроки страховой выплаты. Обычно это происходит при легких столкновениях, например, на парковке. Существуют условия, при которых возможно упрощенное оформление:

  • имеется только два участника ДТП;
  • нет вреда здоровью;
  • сумма предположительного ущерба не более 100 тыс. руб. (для Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей при фиксации аварию с помощью тех.средств ГЛОНАСС – 400 тыс. руб.);
  • у обоих водителей имеется страховка ОСАГО;
  • отсутствуют споры относительно вины. Правда, если зафиксировать обстановку ДТП на средства технического контроля типа ЭРА-ГЛОНАСС или АИС РСА (устанавливается на смартфонах и планшетах) и загрузить данные в базу союза автостраховщиков, то разногласия допускаются при оформлении европротокола.

Кроме общих требований, нужно учитывать особенности схемы в европротоколе.

  1. Графическая часть указывается в пункте 17 протокола, описательная часть в пункте 16.
  2. Подписи ставят только участники. То есть подпись представителя ГИБДД не требуется.
  3. Помимо основных обозначений применяют указание о виновности: «1» – водитель полностью виновен; «½» – обоюдная вина, «0» – нет вины.
  4. Расклеивать протокол на экземпляры следует только после окончательного оформления и подписания.

Вообще для успешного оформления протокола применяют типовые схемы, которые рекомендованы РСА. Их можно увидеть на официальном сайте РСА. Там расписаны и данные о дорожных знаках, разметке, маневрах водителей, вины каждого участника и представлено шаблонное изображение. Водителям остается лишь перенести данные в схему ДТП в извещении.

Стандартное ДТП

Если аварию нельзя фиксировать по упрощенной процедуре, то требуется вызов работника ГИБДД. А он может по своему усмотрению начертить или обойтись без плана дорожного происшествия.

Составление схемы ДТП ГИБДД – наиболее профессиональный подход. Задача водителей сводится лишь к наблюдению за происходящим. А также к контролю за правильностью внесения всех данных.

Изюминкой является то, что вся обстановка тщательно замеряется и с высокой детализацией фиксируется.

Если водитель не подписал схему это не значит, что он выразил свое несогласие как следует. Лучше написать свое краткое возражение прямо в документе.

Кроме водителей, подпись могут ставить свидетели, потерпевшие и прочие присутствующие.

План составляется на унифицированном бланке ГИБДД.

Самостоятельная схема составляется по инициативе водителей, когда сотрудник ДПС не подготавливает документ. При этом вместо схемы-бланка используют обычный чистый лист бумаги, формата А4.

Важно, чтобы чертеж не расходился с описаниями в протоколах, постановлениях и пр. Остальные требования как в общем порядке.

Даже если схема ДТП правильная, то сотрудник ГИБДД не обязан её пописывать, но от этого документ не потеряет своей актуальности.

Для чего нужна схема

Не всегда после оформления аварии водители сохраняют свое мнение. Иногда начинаются перевирание фактов и переиначивание обстоятельств. Схема помогает устранить все сомнения на будущее, нагляднее понимать другие документы по делу.

Вообще грамотно составленная схема позволяет:

  • упростить работу для страховой организации в принятии решении по страховым выплатам;
  • избежать разногласий при вынесении постановления по делу;
  • точно воссоздать обстановку аварии при рассмотрении жалоб на постановление по административному делу;
  • не допускать нечестных манипуляций фактами с чьей-либо стороны.

Составление схемы дорожно-транспортного происшествия в 2020 году

Дорожно-транспортное происшествие – это неприятное событие, которое влечет за собой бюрократические проволочки и официальные разбирательства. Для того чтобы страховые компании или ГИБДД (в случае серьезного ущерба или наличия пострадавших) могли оперативно определить причины происшествия, в 2020 году водители должны составить схему ДТП. Это официальный документ (при условии правильности составления), который является законным основанием для обращения в страховую компанию с целью возмещения причиненного ущерба. Также в 2020 году схему ДТП используют при судебном разбирательстве (приобщают к материалам дела).

Зачем и когда необходимо составлять схему ДТП в 2020 году?

В 2020 году при самостоятельном составлении протокола о ДТП схема аварии является ключевым документом, на основании которого страховая компания устанавливает виновников. С ее помощью сотрудники ГИБДД имеют возможность подробно разобрать обстоятельства происшествия. В случае обращения в суд (например, при наличии пострадавших) схема также прикрепляется к материалам дела.

Чтобы схема ДТП имела юридическую силу, её нужно составить с учетом всех предписаний, описанных в ФЗ «об ОСАГО». В противном случае можно получить законный отказ в выплате материального ущерба со стороны страховой компании.

Нормативная база

Общие положения по составлению схемы ДТП в 2020 году прописаны в 12 статье Федерального закона РФ 40-ФЗ (в простонародье «об ОСАГО»). Размеры максимальных выплат прописаны в 5 пункте данной статьи.

Кто должен составлять документ?

Схема ДТП в 2020 году может быть составлена двумя способами:

В 2020 году европротокол является официальным документом, несмотря на то, что составлен самостоятельно. Его предъявление в страховую компанию – законные основания для взыскания материальных затрат на восстановление автомобиля по ОСАГО, пострадавшего в ДТП.

Получение денежной компенсации возможно только в том случае, если при составлении Европротокола не допущено ошибок. В данном документе должны быть детально запротоколированы все произошедшие события с учетом внешних факторов (светофоры, другие участники движения, ландшафт местности и т.д.).

Что должно быть в схеме ДТП?

В российском законодательстве нет особо жестких требований по художественной составляющей схемы дорожно-транспортного происшествия. Главный фактор – достоверность и полнота предоставленной информации. С помощью данной схемы сотрудники ГИБДД и страховой компании устанавливают ответственность сторон. В 2020 году в схеме ДТП должны быть указаны следующие сведения:

Требования по составлению

При составлении схемы ДТП в 2020 году необходимо придерживаться установленных требований:

  • Заполнять Европротокол необходимо исключительно шариковой ручкой черного либо синего цвета.
  • Рекомендуется заполнять документ печатными буквами.
  • Каждый участник заполняет свою часть самостоятельно.
  • Если возникла необходимость внести в схему корректировки, то сначала зачеркивается эта часть схемы (можно той же ручкой), а затем ставится подпись «исправление верно».
  • Когда все пункты заполнены, участники изучают документ и после чего подписывают его на обратной стороне. После подписания Европротокола в него уже нельзя внести какие-либо корректировки. Поэтому следует максимально тщательно проверить все данные.

Необходимые документы

Для того чтобы самостоятельно составить Европротокол потребуется предоставить следующий перечень документов:

  • Письменное объяснение (в свободной форме) от каждого участника аварии.
  • Протокол, в котором отмечено, что нарушение имеет административный характер (т.е. отсутствуют пострадавшие).
  • Первичную справку об аварии.
  • Схему ДТП, подписанную обоими водителями.

Пошаговая инструкция самостоятельного составления схемы ДТП

Если у участников аварии нет разногласий, то схема ДТП в 2020 году составляется самостоятельно. Последовательность действий выглядит следующим образом:

  1. Определяется масштаб чертежа.
  2. Первым делом изображается участок дороги (на котором произошло ДТП) с детальным обозначением ландшафта, светофоров и дорожных знаков. Не нужно углубляться и наносить все мельчайшие детали.
  3. Далее на бумагу наносят транспортные средства. Их принято изображать в виде прямоугольника (фары — треугольником).
  4. После этого на схему ДТП необходимо нанести точные координаты транспортных средств как до аварии, так и после. Для этого производятся замеры (расстояние между ТС, от колес до обочины и т.д.). Для таких целей желательно иметь рулетку.

Помарок в чертеже быть не должно, поэтому оптимальный вариант – составить сначала «черновик», согласовать его и после того как оба водителя пришли к общему мнению составлять полноценную схему с уточнением всех деталей. Когда водители совместно составили схему ДТП, можно переходить к заполнению бланка извещения (выдается вместе со страховым полисом).

Пример самостоятельно составленной схемы ДТП

Вот так выглядит бланк для составления схемы ДТП:

Типовая схема, в которой 2 транспортных средства, двигающихся в одном направлении столкнулись на перекрестке. Крестиком обозначено место столкновения, стрелками направление движения. На чертеже имеются названия улиц, места размещения светофоров. Обратите внимание на шапку – в ней указывается место и дата произошедшей аварии.

Как составить схему ДТП онлайн?

У неопытных водителей могут возникнуть проблемы с составлением схемы ДТП, специально для таких ситуаций созданы несколько онлайн-сервисов, облегчающих в 2020 году данную задачу:

  • Автокадабра. Простой в управлении редактор на одном из популярнейших автомобильных сайтов. С его помощью можно воспроизвести даже очень сложную аварию, так как количество элементов (дорожных знаков, ТС, разметки и т.д.) в данном сервисе не ограничено. Это наиболее популярный в своём роде инструмент. Ссылка — http://autokadabra.ru/road-editor
  • Составление схемы ДТП онлайн. Воронежская компания, занимающаяся выкупом автомобилей разработала собственный сервис. От предыдущего он отличается неприхотливостью (работает даже при медленном интернет — соединении). Ссылка — https://avtovikup136.ru/составление-схемы-дтп-онлайн/
  • Конструктор дорожных ситуаций. Ещё один мощный сервис для составления схемы ДТП. Отличается более разнообразным функционалом. Единственный минус – относительно долгая загрузка страниц (это связано с тем, что при первом запуске загружается библиотека различных файлов и данных). Ссылка — http://www.roadimage.ru

Когда нельзя самостоятельно составлять схему?

Самостоятельное составление схемы ДТП в 2020 году допустимо, только если соблюдается следующий перечень условий:

  • В результате дорожно-транспортного происшествия пострадали исключительно автомобили, при этом у каждого участника имеется полис ОСАГО.
  • В аварии отсутствуют пострадавшие и погибшие. Какому-либо другому имуществу (например, дорожным знакам, витринам и т.д.).

При наличии пострадавших протокол составляется с обязательным присутствием понятых (статья 214 приказа МВД №185).

  • Ущерб автомобилю составляет более 100 тысяч рублей, участники ДТП не смогли договориться, и у них есть разногласия относительно степени вины.

Если не выполняется хотя бы одно из представленных выше условий, то самостоятельно составить схему ДТП в 2020 году нельзя и оформление должно происходить в общем порядке (с привлечением инспекторов ГИБДД или аварийных комиссаров).

При игнорировании этих правил, страховая компания будет иметь право отказать в выплате.

Распространенные ошибки

При фиксации дорожно-транспортного происшествия инспектором ГИБДД проблем обычно не возникает. Однако, когда водители, согласно Европротоколу, занимаются составлением схемы ДТП самостоятельно, то нередко случаются ошибки. Отметим наиболее типичные из них в 2020 году:

  • Неправильно установлено место первого соприкосновения (удара) автомобилей, которое повлекло за собой дальнейшие последствия ДТП. Неточности связаны в большинстве случаев из-за недостаточной внимательности и реакции водителей.
  • Противоречивое описание сигналов светофора в момент происшествия. В таких ситуациях обычно привлекают очевидцев в качестве свидетелей для того чтобы установить, кто из водителей прав.
  • Скрытие водителями факторы совершения ими тех или иных маневров. Такое происходит исключительно из-за умысла. Искажение сведений производится для того чтобы отвести от себя вину и переложить её на другого участника ДТП. Типичный пример: водитель отказывается признавать, что совершал обгон или превышал скорость перед столкновением.

Последствия в случае неправильного составления схемы ДТП

Если при составлении схемы ДТП в 2020 году было нарушено хотя бы одно правило, она признается недействительной. Такой документ не примут ни в автоинспекции, ни в страховой компании, следовательно, пострадавший не сможет получить денежную компенсацию за причиненный ущерб.

Вытекает неприятный вывод: в правильности составления схемы заинтересован в первую очередь тот водитель, который не является виновником аварии. Второй участник происшествия может осознанно искажать сведения или неверно оформлять свою часть документа. Поэтому в случае малейших разногласий рекомендуется приглашать на место аварий сотрудников ГИБДД, либо аварийных комиссаров.

Обратите внимание: автомобиль с прицепом считается за одно транспортное средство.

Нюансы

Выделим ещё несколько подводных камней, которые следует знать, дабы не получить отказ в страховой компании в 2020 году:

  • Схему ДТП необходимо рисовать на отдельном листе формата А4 (если авария разбирается автоинспекторами), либо в 17 пункте Европротокола.
  • При самостоятельном составлении чертеж должен быть изображен в бланке «извещение о ДТП».
  • Транспортные средства необходимо обозначать в виде прямоугольников с обозначениями (А и В).
  • В схеме обязательно должны быть отображен все совершаемые маневры, в особенности обгон и изменение полосы.
  • Вносить показания свидетелей в протокол можно исключительно с их согласия (достаточно устной формы).
  • Разрешается использовать типовые схемы ДТП (если они подходят). Скачать их можно на сайте любой страховой компании, например, Росгосстраха.

Правила составления схемы ДТП

Согласно законодательству, даже самую незначительную дорожную аварию необходимо оформлять должным образом. Проведенное разбирательство позволит выявить виновных и пострадавших, обеспечит доказательствами и доводами, достаточными для получения компенсации. Схема ДТП – это важный официальный документ, который становится основой при разборе ситуации. Он принимается во внимание на судебных процессах, необходим для расчета страховых выплат. От правильности его составления многое зависит, поэтому каждый водитель должен знать базовые требования к чертежу, обладать навыками его нанесения.

Что должно быть в схеме ДТП

К рассмотрению принимается только такой документ, который содержит всю необходимую информацию. Иногда он составляется без участия сотрудников ГИБДД, поэтому каждый водитель должен знать, на какие моменты обратить внимание.

Согласно требованиям к схеме ДТП, она должна включать:

  • расположение транспортных средств до аварии с указанием направления их движения;
  • позицию и тип препятствий на дороге, если они есть;
  • положение знаков, светофоров, тип разметки;
  • расстановку других транспортных средств, если те оказывали влияние на ситуацию на дороге, например, выступали препятствием для машин – участников ДТП;
  • данные по ширине дорожного полотна и количество его полос в направлении следования участников ДТП;
  • место столкновения – если их было несколько, то самым важным считается первое;
  • расстановку транспортных средств после того, как авария произошла.

Чтобы составить правильную схему ДТП надо использовать специальные обозначения. Они позволят упростить чтение плана и избежать двусмысленностей.

Для чего нужна схема

Основное назначение схемы ДТП – сохранение всех особенностей дорожной ситуации на бумажном носителе. Заверенная подписями инспектора ГИБДД и/или участников происшествия, бумага приобретает статус документа. С ее помощью проводится разбор момента аварии, ее обстоятельства и причины. Графический план столкновения объектов на дороге в обязательном порядке содержит информацию по всем предметам, принимавшим участие в ДТП (даже косвенно). Данные схемы учитываются при разборе дела в суде, выявлении виновника аварии. Она необходима для получения компенсации по ОСАГО, а иногда даже по КАСКО. Важно понимать, что информация, указанная в схеме, не должна противоречить данным, полученным с помощью средств фото- и видеофиксации.

Кто должен составлять документ

Особенности составления схемы ДТП зависят от обстоятельств аварии, ее серьезности, количества участников происшествия. В одних случаях водителям приходится рисовать схему ДТП самостоятельно, в других они не имеют на это право, поэтому требуется присутствие инспектора ГИБДД. Нарушение общепринятых правил может привести к тому, что документ утратит статус доказательства и не будет принят к рассмотрению.

Сотрудниками ГИБДД

Если на место аварии вызван патруль ГИБДД, то ответственность по заполнению схемы возлагается на инспектора. Он же затем заверяет документ своей подписью. Для составления бумаги сотрудник использует данные, полученные при визуальном осмотре места, опросе участников ДТП и свидетелей. Случается, что инспектор консультирует водителей по телефону, дает им разрешение на самостоятельное составление схемы и ее подкрепление фотографиями, видеосъемкой. Затем участники аварии посещают отделение ГАИ, где ситуация разбирается детально.

Водителями для страховой компании

Чтобы нарисовать легитимную схему ДТП для страховой, надо взять специальный бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии. Важно помнить, что СК не примет в качестве доказательства просто отдельный листок. Также стоит учесть, что в типовом бланке не так много места для рисунка, поэтому на самой схеме надо отразить только основные и наиболее важные моменты. В извещении предусмотрены дополнительные пункты, в которых можно уточнить место удара и особенности выполнения маневров.

Когда нельзя самостоятельно составлять схему

В некоторых ситуациях даже если правильно самостоятельно нарисовать схему ДТП для суда или страховой, можно столкнуться с отказом на ее рассмотрение. В особо сложных случаях и при серьезных авариях лишь у сотрудника ГАИ есть право перенести ситуацию на бумагу.

Схема ДТП составляется только инспектором ГИБДД, если:

  • транспортному средству потерпевшего нанесен урон на 100 тыс. рублей и больше;
  • участники аварии не имеют единого мнения по поводу виновника и обстоятельств происшествия;
  • хотя бы один из водителей, попавших в ДТП, не имеет права находиться за рулем или пребывает в состоянии опьянения;
  • хотя бы у одного из водителей, попавших в ДТП, нет действующего полиса ОСАГО;
  • в аварии пострадали или погибли люди;
  • один из участников происшествия скрылся с места ДТП.

Если есть сомнения по поводу целесообразности составления схемы без сотрудников ДПС, лучше позвонить в отделение ГИБДД и уточнить этот момент.

Методика составления схемы

Если авария фиксируется инспектором ГИБДД, для нанесения рисунка может быть применен лист в клетку или обычная писчая бумага. Водители должны использовать для прорисовки схемы бланк Европротокола, в котором для этих целей отведен 17-ый пункт. Экземпляр извещения о ДТП можно получить в страховой компании при оформлении страховки – менеджер обязан дополнить его инструкций по заполнению документа.

Как правильно нарисовать план в европротоколе самостоятельно

Особенности нанесения рисунка не регламентированы, но отработаны на практике. Документ может содержать графические обозначения, буквы и цифры, схема наносится по форме «вид сверху». Для ее составления можно использовать синюю или черную шариковую ручку. Элементы чертежа должны быть общепринятыми, понятными, разборчивыми и при необходимости оснащенными расшифровками. Исправления, использование корректоров и других методов чистки недопустимо.

Согласно правилам составления в схеме ДТП должны быть только схематические данные, а в извещении указывают следующие моменты:

  • место происшествия (километр трассы, адрес, ближайший дом или другой узнаваемый объект);
  • количество вовлеченных транспортных средств, пострадавших;
  • данные свидетелей и их показания, если есть;
  • данные по машинам – участникам ДТП – их владельцам, лицам, которые находились за рулем, страховым компаниям, повреждениям, ответственному сотруднику ГИБДД.

Схема составляется с использование принципов масштабирования. По возможности она сопровождается фото- или видеоматериалами.

Несмотря на то, что в некоторых случаях составление плана допускается и через несколько дней после аварии, лучше всего рисовать его прямо на месте.

Типовые схемы

На сайте Российского союза автостраховщиков можно найти множество образцов схем ДТП, составленных на основе примерных обстоятельств, приводящих к авариям. Это подробные рисунки, которые сопровождаются рекомендациями в плане распределения ответственности между водителями. К их применению прибегают при оформлении Европротокола при условии, что участники ДТП достигли соглашения, а в происшествии нет пострадавших.

При наличии более двух участников

Обычно в таких ситуациях требуется составление схемы ДТП сотрудниками ГИБДД. При создании планов важно учитывать порядок очередности. В частности, если один водитель в результате своих маневров задел сразу два транспортных средства, составляется два рисунка – по одному с каждым из участников аварии. Данные третьего авто и его водителя в этом случае дописываются в графе №4 на обратной стороне извещения.

При ДТП на дворовой территории

Согласно ст.1 Федерального закона №40, ДТП на парковке, во дворе и любой территории, прилегающей к дорогам, оформляются по тем же правилам, что и аварии на дорожном полотне. Они точно так же являются страховыми случаями по ОСАГО. По статистике, чаще всего оформляются такие ДТП без ГИБДД, но при невозможности достигнуть согласия между участниками происшествия, вызывается патруль ДПС.

Используемые обозначения

При оформлении схемы дорожно-транспортного происшествия применяются специальные универсальные символы, благодаря чему любое заинтересованное лицо способно прочитать чертеж. В частности, свои обозначения есть у легковых и грузовых автомобилей, мотоциклов, посторонних предметов. Особым образом указывается направление движения ТС, место аварии, тормозной путь, дорожная разметка, светофор. Дорожные знаки можно рисовать или указывать цифрами в соответствии с ПДД

Требования к различным видам схем

Авария может быть зафиксирована по упрощенной или стандартной процедуре. От этого зависит, каким образом будет оформлена схема конкретного дорожно-транспортного происшествия.

Европротокол

Вариант упрощенной схемы ДТП, составление которой не требует вызова инспектора ДПС и сбора дополнительных бумаг. Использование Европротокола позволяет ускорить начисление и выплату страховой компенсации. Такой подход возможен только в случае, если в аварии задействовано не более двух транспортных средств. При этом сумма ущерба не превышает 100 тыс. рублей, здоровью пострадавших не был нанесен урон, у обоих водителей оформлено ОСАГО, а участники не спорят по поводу виновного.

Стандартное ДТП

Если упрощенная процедура не может быть применена, составляется схема ДТП по стандартному типу. В этом случае на место происшествия вызывается патруль ГИБДД, после чего его сотрудник принимает решение о целесообразности прорисовки чертежа. В такой ситуации водители только наблюдают за процессом, вносят поправки, контролируют правильность заполнения документов. При таком подходе составляется максимально точный чертеж, так как место происшествия замеряется, все детали фиксируются.

Последствия в случае неправильного составления схемы ДТП

При нарушении порядка составления плана ДТП, несоблюдения правил нанесения чертежа или даже помарки при обозначении транспортного средства, документ признается недействительным. Его не примут к рассмотрению в суде, по нему не удовлетворят запросы страховые компании. Легкомысленное отношение к прорисовке плана аварии зачастую становится причиной невозможности получить денежную компенсацию водителем даже при его невиновности. Ввиду того, что в правильности оформления документа больше заинтересована пострадавшая сторона происшествия, именно она должна все проверить перед тем, как поставить свою подпись.

Если один из водителей отказывается подписать схему ДТП

Ответственное отношение к составлению схемы ДТП позволит доказать свою невиновность, своевременно и в полном объеме получить компенсацию. Каждый водитель должен знать нюансы нанесения чертежа и возможные подвохи.

Как составить схему ДТП: новые правила 2018

Как составить схему ДТП

В современной повседневной жизни даже опытные водители сталкиваются с непредвиденными ситуациями на дорогах. Ежедневно поток транспортных средств на автобане увеличивается, что создает дополнительные проблемы. Стукнуть или задеть чужую машину можно случайно. Даже небольшое столкновение может создать на дороге многокилометровую пробку. Чтобы не дожидаться сотрудников полиции к месту происшествия можно начать решать проблему с виновником или пострадавшим без споров и конфликтов. , Мы расскажем как составить схему ДТП и Вы с легкостью освойте правила ее оформления.

Почему важно уметь самостоятельно составлять схему ДТП

Каждый садящийся за руль водитель должен знать правила поведения в случае возникновения дорожных происшествий, повлекших за собой порчу автомобиля. Самостоятельное составление схемы ДТП позволит освободить полосу для проезда, не дожидаясь прибытия инспекторов ГИБДД, и мирно разъехаться по своим делам.

Пробки на дорогах вредят окружающей среде и являются причиной сильной загазованности. Все ответственные водители понимают острую необходимость уметь решать типичные проблемы своими силами. Знание правил и умение составлять схему ДТП позволяет не только экономить время всех участников движения, но и способствует снижению аварийной обстановки в городе. Создаваемые за счет мелких столкновений ситуации негативно влияют на состояние окружающей среды. Из-за простаивания транспорта в воздухе образуется огромное количество смога.

Зачастую опытные водители очень нервничают из-за мелких повреждений, так как не все начинающие автолюбители решаются на оформление аварии самостоятельно. Такой подход позволяет решить конфликтную ситуацию мирно и переложить дальнейшие хлопоты на компанию страховщика.

Прежде чем приступить к составлению схемы, внимательно отнеситесь к беспристрастной оценке возникшей ситуации. Дело в том, что не во всех случаях вы сможете обойтись без помощи инспектора ГИБДД. Нормы Европротокола составлены не для всех ДТП, имеются исключения.

Самостоятельное оформление возможно в следующих ситуациях:

  • в аварии нет пострадавших водителей и пассажиров;
  • ущерб нанесен автомобилю, и оценить затраты на восстановление лакокрасочного покрытия не составит труда;
  • виновник ДТП признает свою вину полностью, стороны не имеют разногласий;
  • у всех участников происшествия имеется полис одной и той же страховой компании (КАСКО или ОСАГО).

Водители ТС обязаны знать, что страховая компания в ходе разбирательства будет осматривать автомобили виновного и пострадавшего в аварии. При этом не имеет значения, какая система оформления была использована.

Правила поведения во время аварии

По статистике, на данный момент право самостоятельного оформления Европротокола используют лишь 5-8% автолюбителей. Причина – невысокий лимит выплаты и личные опасения за неправильное оформление. Подробную инструкцию по составлению схемы удобнее всего скачать на официальном сайте ГИБДД. Все рекомендации легко запомнить. Перечислим их пошагово:

  1. После того как вы услышали звук удара, немедленно остановите автомобиль и включите аварийную сирену.
  2. Выйдите из машины и расставьте аварийные знаки таким образом, чтобы обозначить место происшествия.
  3. Если авария произошла в темное время суток, наденьте жилет со светоотражающими знаками.
  4. Обязательно попросите контактные данные у свидетелей происшествия или у водителей проезжавших мимо машин. На их видеорегистраторах могли зафиксироваться эпизоды аварии с важнейшими деталями, доказать которые без видеосъемки позже будет невозможно.
  5. Проверьте срок действия страховки у второго участника ДТП. Виновник должен быть согласен со всеми очевидными на данный момент обстоятельствами аварии.
  6. Вы должны понимать, что страховая компания возмещает ущерб, эквивалентный денежной сумме в 400 тыс. руб. Если автомобиль сильно пострадал, и хозяин ТС оценивает ущерб в большую сумму, вам придется ожидать прибытия работников дорожного патруля.
  7. Участники ДТП заполняют извещение о ДТП со схемой, что является доказательством произошедшей аварии на дороге.
  8. Европротокол вместе с пакетом необходимых документов нужно направить в страховую компанию нарушителя для назначения выплат пострадавшему в аварии лицу. Второй вариант – потерпевший может потребовать возмещения ущерба от своей страховой компании.

Как правильно составить схему ДТП

Важно правильно заполнить все разделы документа. Неточности, а тем более ошибки, могут стать главным поводом отказа в выплате страховки. Все клиенты КАСКО или ОСАГО должны знать, что страховые компании неохотно подходят к возмещению ущерба, поэтому все документы проверяются очень тщательно. Если будет обнаружена мельчайшая ошибка, вам может быть отказано в принятии документов, и европротокол потребуется составлять повторно.

Единых норм составления схемы ДТП не существует, однако имеются типичные правила, которых следует придерживаться. Четко составленная схема аварии позволит избежать спорных ситуаций с сотрудниками ГИБДД и страховой компанией.

Правильно составленная схема ДТП выглядит следующим образом:

  1. Корректное расположение автомобилей можно нарисовать в виде схемы на самом бланке извещения – в документе имеется соответствующее информационное поле. Примеры составления схем можно найти в интернете и на специализированных ресурсах. Однако внешний вид самого документа и размер схемы, оформленный таким образом, могут вызвать затруднения для сотрудников страховой компании при детальном анализе аварийной ситуации. Поэтому опытные водители рекомендуют использовать для прорисовки лист бумаги формата А4. В качестве инструмента для прорисовки лучше всего использовать шариковую ручку, чтобы невозможно было ничего подделать.
  2. Схема дорожно-транспортного происшествия, оформленная на отдельном листе, должна быть озаглавлена. В самом Извещении следует сделать пометку, что Схема прикреплена к протоколу в качестве дополнительного документа.
  3. Обязательное условие для самостоятельного оформления ДТП – согласованные действия всех участников происшествия. Не должно быть никаких разногласий.
  4. Как лучше зарисовать местность:
  • начать следует не с положения транспортных средств в момент аварии, а с окружающей местности. Иными словами, первый набросок – это пересечение улиц, привязка местности к адресам.
  • обязательно на схеме должны быть указаны главные и приметные достопримечательности. Это могут быть памятники, клумбы, остановка, торговый центр или другое общественное здание, расположенное поблизости.
  • только после прорисовки плана местности следует схематично изобразить положение ТС. Следует указать возможные преграды, препятствующие движению пострадавших в аварии машин.Постарайтесь не упустить ни единой детали. Желательно зарисовать расположение светофора с указанием горевшего во время аварии цвета, зебру, тротуар и примерные размеры. Чем точнее составлена схема, тем проще можно определить причины аварии и установить вину нарушителя. На поведение водителя могли повлиять многие факторы и желательно, чтобы ни одна деталь не была упущена из вида.
  • направление движения автомобилей указывается стрелками, а место удара фиксируется знаком «Х». Зарисуйте крупные обломки и зафиксируйте тормозные следы.
  • в схеме следует сделать отметку о том, если нарушитель или пострадавший находились в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Упомянуть стоит и о чрезмерном перевозбуждении, шоке некоторых участников аварии, если их состояние очевидно.

Под схемой обязательно сделайте расшифровку каждого символа. Показания свидетелей стоит отразить, заверивши написанный текст подписями.

Итак, схема ДТП должна быть составлена максимально подробно, понятно и правдиво. При ее просматривании у страховой компании, ГИБДД и судебных исполнителей не должно возникнуть никаких сомнений по поводу правильности прорисовки.

Схема ДТП – важное доказательство вины и невиновности участников ДТП. С помощью отраженных в документе деталей вышестоящие инстанции определяют степень вины нарушителя. Поэтому очень важно зафиксировать все подробности в виде схемы сразу же после аварии, так как с течением времени могут остаться незамеченными или бесследно исчезнуть важнейшие вещественные доказательства. Поиск свидетелей после аварии может оказаться безрезультатной тратой времени

Когда не рекомендуется самостоятельно составлять схему ДТП

Несомненно, упрощение правил регистрации ДТП во многих ситуациях облегчает процедуру документирования. Несмотря на это обстоятельство, в некоторых ситуациях все же придется дождаться прибытия на место происшествия инспектора ГИБДД.

Если имеет место хотя бы один из фактов, приведенных ниже, вам не следует составлять схему ДТП самостоятельно:

  1. У одного из водителей нет с собой полиса ОСАГО или КАСКО, страховка просрочена или сам страховой полис нуждается в подтверждении подлинности.
  2. У водителя нет удостоверения или доверенности на право вождения автомобиля.
  3. Есть сомнения в абсолютной трезвости водителей или потенциальных виновников аварии.
  4. В ДТП есть пострадавшие. Вид травмы и ее опасность для жизни не имеет значения. В любом случае следует дождаться инспектора.
  5. Ущерб, нанесенный автомобилю, превышает страховой лимит. На сегодняшний день эта сумма равна 400 тыс. рублей.

Варианты действий после ДТП

  1. После аварийного происшествия сразу вызвать сотрудников ГИБДД, и до их прибытия не предпринимать никаких действий и не выходить из машины. Инспектора сами установят степень ущерба и степень вины нарушителя. Способ эффективен в отношении нанесения большого ущерба ТС и нанесению вреда здоровью водителя и пассажиров.
  2. В случае мелкой аварии и отсутствии пострадавших водители самостоятельно рисуют схему ДТП и отсылают ее на регистрацию в дорожную инспекцию, а затем на рассмотрение в страховую компанию.
  3. Самостоятельное оформление аварии по Европротоколу исключает посещение инспекции. Пакет документов сразу отправляется в страховую компанию. Чтобы воспользоваться составлением протокола по евростандарту, вы должны знать обо всех исключениях и ограничениях. Естественно, данный способ документального оформления аварии считается самым быстрым и удобным как для виновного и пострадавшего в ДТП, так и для остальных участников дорожного движения.

Следует понимать всю ответственность перед собой и обществом перед тем, как приступить к самостоятельному оформлению всей документации. Схему ДТП следует начать оформлять сразу же, подстраховавшись вызовом на место происшествия сотрудников ГИБДД. Такой подход к ситуации очень удобен и прост, а еще он экономит массу времени и позволяет быстрее освободить трассу от элементов аварии.

Итак, ваша первоначальная цель: грамотно оценить всю сложность ситуации, а уже затем быстро принять решение о способе оформления ДТП. Осторожность и предусмотрительность для водителя – важные качества, поэтому не помешает иметь при себе скачанную с официального сайта ГИБДД и распечатанную копию документа.

Как составить схему ДТП за 2 минуты. Оформление ДТП 2018

Как правильно нарисовать схему ДТП

Подробная схема ДТП избавит от проблем со страховой и сэкономит время и нервы. Лайфхакер рассказывает обо всех нюансах составления документа.

Зачем рисовать схему ДТП

Самостоятельное составление схемы ДТП может понадобиться в двух случаях. Когда нет возможности дожидаться сотрудников ГИБДД из-за угрозы затора на дороге или утери важных вещественных доказательств. И когда у участников происшествия нет разногласий.

Но делать это можно, только если:

  1. В ДТП участвовали максимум две машины.
  2. В аварии не пострадали люди.
  3. У обоих участников происшествия есть полисы ОСАГО.
  4. Ущерб не превышает 50 тысяч рублей (400 тысяч — для Москвы и Санкт-Петербурга).

Если хотя бы одно из условий не соблюдено, самостоятельное оформление схемы ДТП не допускается.

Первым делом позвоните в страховую компанию и сообщите о ДТП.

Как рисовать схему

После можно приступать к рисованию схемы происшествия. Для этого понадобится чистый лист бумаги и синяя шариковая ручка, которые именно для таких случаев лучше всегда держать в бардачке. Также желательно пользоваться линейкой. Если её под рукой не окажется, что вполне вероятно, то чертить линии на схеме можно с помощью водительского удостоверения, кредитки или другого подобного предмета.

Осмотритесь вокруг, узнайте у прохожих или по карте ближайший к месту происшествия адрес и зафиксируйте точное время. Всё это понадобится при составлении схемы. Потом найдите двух очевидцев ДТП и попросите их выступить в качестве свидетелей.

1. Нарисуйте дорожное полотно

Сначала изобразите участок дороги, на котором произошло ДТП. Схематически отобразите дорожную обстановку, чтобы было понятно, где случилась авария: на прямом участке, на перекрёстке (и какого типа) или же на парковке. Так сотрудникам ГИБДД будет проще сориентироваться в ситуации, определить, какие правила были нарушены и кто из участников ДТП виноват.

2. Покажите разметку

Один из самых важных моментов при составлении схемы происшествия, который может сыграть ключевую роль в доказательстве или опровержении вины одного из участников ДТП. Нанесите на схему разметку, обязательно указав количество полос движения, разделительные линии, края проезжей части, а также дополнительную разметку вроде пешеходных переходов, если она присутствует.

3. Отобразите направление движения

Дополните схему и проставьте с помощью стрелок направление движения потока по каждой из полос. Отметьте, в какую сторону двигались участники происшествия, совершали ли они обгон, перестроение или другие манёвры.

Особое внимание этому пункту стоит уделить, если авария произошла на пересечении дорог.

4. Нарисуйте положение автомобилей во время происшествия

Нанесите транспортные средства участников ДТП, чтобы показать их расположение относительно друг друга до момента столкновения и после. Можно использовать любые обозначения, но чаще всего машины изображают в виде прямоугольников, помечая переднюю часть с помощью треугольника.

Вместо того чтобы писать марку и модель каждого автомобиля, нужно просто присвоить им буквенное или цифровое обозначение. Например, «А» и «Б» или «1» и «2». Под схемой можно будет расшифровать их, указав полную информацию и характер полученных повреждений.

5. Укажите траекторию автомобилей

С помощью нанесённой на схему траектории сотрудники ГИБДД и страховая компания смогут правильно оценить все факторы, повлиявшие на ДТП, чтобы определить виновника и назначить возмещение ущерба.

Пунктиром следует изобразить траекторию обоих участников происшествия незадолго до ДТП, показать их расположение. Следы торможения, если они есть, тоже нужно обозначить на схеме.

6. Сделайте привязку к местности

На схеме указываются названия улиц и направления движения по ним. Не забудьте отметить ближайшие здания и обозначить края проезжей части.

Кроме того, стоит указать расстояния от передних и задних колёс машин до обочины, а также расстояния от каждого из автомобилей до столба, дерева или другого неподвижного объекта.

7. Опишите детали происшествия

В конце нужно добавить на схему важную дополнительную информацию: находящиеся рядом с местом ДТП знаки дорожного движения, светофоры и их сигналы. Всё это также поможет установить обстоятельства происшествия и принять правильное решение по нему.

Имейте в виду, что в схему нельзя вносить никакие исправления. Поэтому будьте предельно внимательны и не допускайте ошибок.

Какая информация должна быть на схеме

Без этих данных схему могут признать неправильной, она лишится юридической силы:

  1. Заголовок. Подпишите схему. Добавьте полный адрес места ДТП с указанием города, улицы, номера дома, а также отметьте дату и точное время аварии.
  2. Контактные данные всех участников ДТП, включая Ф. И. О., адреса проживания, телефоны, номера водительских удостоверений.
  3. Имена и фамилии очевидцев, а также их номера телефонов и адреса проживания.
  4. Расшифровка условных обозначений на схеме с указанием марок, моделей автомобилей и их госномеров.
  5. Подписи. Проследите, чтобы все участники и свидетели ДТП поставили подписи напротив своих имён.

Что делать дальше

Когда схема ДТП будет готова, желательно сделать несколько фото и видео с разных ракурсов так, чтобы было видно положение автомобилей, их номера, а также полученные повреждения.

После этого можно будет убрать машины на обочину или отогнать на ближайшую стоянку. А дальше уже дождаться сотрудников ГИБДД или обратиться в ближайший пункт позже. Если этого не сделать, то страховая компания может признать схему недействительной и отказать в возмещении ущерба.

Читать еще:  Считается ли ДТП если нет столкновения
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector