Как оформлять ДТП по новым правилам
Vipmotorss.ru

Автомобильный портал

Как оформлять ДТП по новым правилам

Оформляем ДТП по европротоколу: сам себе инспектор

Правила позволяют оформить аварию самостоятельно. Что нужно знать, чтобы не остаться без страхового возмещения?

Оформление аварии по европротоколу — это удобно! Не нужно часами ожидать приезда инспектора, достаточно лишь заполнить специальный бланк, затем предъявить в свою страховую компанию заполненное извещение — и ждать выплаты по ОСАГО или каско. Но есть моменты, на которые следует обратить внимание, чтобы не остаться без денег на ремонт.

Существенные условия

Не любую аварию можно оформить по европротоколу — только мелкие столкновения, в которых пострадало два транспортных средства. А если в аварии были повреждены также объекты дорожной инфраструктуры, например дорожный знак или павильон автобусной остановки, самостоятельно оформлять происшествие не дозволяется. Кроме того, нельзя воспользоваться упрощенной схемой, если пострадали люди. Или если у второго водителя нет полиса ОСАГО. И, естественно, если между водителями возникли разногласия при выяснении, кто виноват. В этих случаях придется вызывать ГАИ или ехать в ближайшее подразделение дорожной полиции.

Основное условие, которое отпугивает большинство водителей от самостоятельного оформления, – максимальная сумма, которую могут выплатить по страховке: всего 50 000 рублей. Обсуждается возможность увеличить этот лимит вдвое, но дальше разговоров дело пока не движется.

Теоретически можно получить и максимум по ОСАГО (400 000 рублей), если оба автомобиля оборудованы фиксирующими аварию модулями системы ЭРА-ГЛОНАСС (допускается применение приборов, работа­ющих совместно с другими спутниковыми навигационными системами). Но такие устройства пока встречаются редко, ведь производители обязаны устанавливать их на свои новые модели только с января 2017 года.

И еще. Оформить по европротоколу можно даже аварию, в которой участвовала не зарегистрированная в России машина. Главное условие — наличие у ее водителя «зеленой карты».

Уроки правописания

В заполнении граф нет ничего сложного, многие просто боятся ошибиться. По словам Светланы Ефремовой, специалиста отдела урегулирования убытков компании «АльфаСтрахование», водители часто упускают из виду, что необходимо заполнить все графы. Например, не отмечают нужные клетки в разделе «Обстоятельства ДТП» или не ставят подписи, подтверждающие отсутствие разногласий. Из-за такой невнимательности страховая компания может отказать в выплате.

Рассмотрим конкретный пример заполнения бланка извещения. Предположим, ситуация следующая. Я выезжал задним ходом со двора и зацепил пропускавший меня Opel. Понимая, что сам виноват, а на ремонт потребуется не больше 50 тысяч, предлагаю водителю Опеля оформить аварию по европротоколу.

Указываем, где и когда произошло столкновение (графы 1 и 2), отмечаем число поврежденных машин (графа 3). Сообщаем об отсутствии пострадавших (графа 4) и том, что освидетельствование на опьянение не проводилось (графа 5).

Пишем «Нет» в разделах о материальном ущербе другим транспортным средствам и имуществу (графа 6). Указываем, что авария оформлена без инспектора ДПС (графа 8) и сообщаем о свидетелях, если таковые есть (графа 7).

Графы с 9 по 12: пишем о своем автомобиле — кто им управлял, кто собственник, указываем номер страховки и название страховой компании. Левую часть заполняет один водитель, правую — другой (для наглядности я заполнил половинки чернилами разного цвета). Если нет полиса каско, отмечаем клеточку «Нет» в пункте 12.

В разделах с 13 по 15 указываем, куда пришелся удар (отмечаем стрелочкой на изображении автомобиля), описываем видимые повреждения и пишем замечания, если таковые имеются. Например, бампер у машины был поврежден изначально и в этом конкретном столкновении не пострадал.

В разделе 16 «Обстоятельства ДТП» каждый водитель на своей стороне бланка отмечает нужный квадратик, соответствующий тому или иному обстоятельству ДТП (перечислены самые распространенные обстоятельства). В нашем случае я (как водитель автомобиля А) ставлю следующие отметки: 4 (выезжал со стоянки, с места парковки, остановки, со двора, второстепенной дороги), 17 (двигался задним ходом), 21 (совершил наезд на неподвижное ТС, препятствие, пешехода и т. п.). В строке «Указать количество отмеченных клеток» нужно будет поставить цифру 3. Второй участник сделает отметку в графе «Иное» и напишет: «Ожидал выезда ТС А», а в строке «Указать количество отмеченных клеток» поставит цифру 1.

В графе 17 рисуем место аварии. Достаточно изобразить улицу с выездом и номером дома, два автомобиля и стрелкой показать направление движения.

И самое главное: ставим подписи. Каждый водитель оставляет пару автографов в указанных местах.

После этого самокопирующийся бланк можно разъединить. Каждый водитель оставляет себе по экземпляру, на обороте которого нужно вкратце описать обстоятельства аварии (разделы 1 и 2). В разделах 4, 5, 7 следует поставить прочерки, а в разделе 6 — указать, может ли машина передвигаться своим ходом.

В конце также нужно расписаться.

Получение страхового возмещения

Для получения денег на ремонт передаете в свою страховую компанию бланк извещения об аварии, заявление на выплату и показываете разбитый автомобиль.

Важно знать, что виновнику запрещено ремонтировать свою машину в течение 15 дней после аварии. Если машину нужно отремонтировать раньше, рекомендую сначала предъявить ее на осмотр в страховую компанию. Или получить письменное согласие от страховой на ремонт без осмотра. Иначе страховая компания предъявит вам регрессное требование после выплаты потерпевшему.

Поясню. Допустим, вы разбили другому автомобилю фару. Свою вину не отрицаете, оформили всё по европротоколу. Ваша машина повреждена минимально — появился скол на бампере. Не показав машину своей страховой компании и не получив от нее согласия на ремонт, вы отремонтировали бампер сами. В этом случае ваша страховая компания, выплатив пострадавшему, допустим, 20 000 рублей за разбитую фару, сможет потребовать с вас эту сумму. Если же в течение двух недель ваша страховая компания не потребовала предоставить машину на осмотр, можете смело приступать к ремонту.

Самостоятельное оформление аварии — дело несложное, на всё уйдет не больше получаса. Главное — не волноваться и не спешить.

Как правильно оформить ДТП

Особенности

Как грамотно оформить дорожно-транспортное происшествие

Подробно разбираем каждый случай, в зависимости от обстоятельств аварии

Оглавление

П олис ОСАГО дает автовладельцу право свободного передвижения по общим дорогам. При попадании в ДТП вред, нанесенный потерпевшей стороне, компенсируется именно по ОСАГО. Следует оформить ДТП в соответствии с существующими правилами, чтобы не допустить возможного отказа в компенсации.

Оформление аварии с инспектором ГАИ

Вызов инспектора ГИБДД является одним из наиболее известных способов оформления ДТП, поскольку часто проблемы с возмещением ущерба происходят с авариями, которые оформляются с помощью Европротокола.

Оформление дорожного происшествия в ГИБДД происходит следующим образом:

  • После совершения обязательных действий (выставление знака аварийной остановки и др.), предусмотренных правилами, водителю необходимо сделать звонок в дежурную часть ГИБДД и сообщить о случившемся. На место направят наряд.
  • После приезда на место инспектор ГАИ сделает осмотр места происшествия, сфотографирует или найдет нужные детали, сделает замеры повреждений и т.д.
  • При процедуре оформления ДТП сотрудники ГИБДД обязательно составляют схему аварии, в которой детально показывают инфраструктуру, месторасположение транспортных средств и прочие необходимые заметки. При этом оба участника происшествия могут вносить поправки в схему.
  • После этого заполняются процессуальные документы. Обычно они оформляются непосредственно в отделении ГАИ. В отношении лица, виновного в аварии, выносят Постановление об административном правонарушении, а пострадавшему лицу отдают его копию для того, чтобы предоставить ее в страховую компанию.

В том случае, если сотрудник ДПС обвинил вас в случившемся, с чем вы не согласны, доказывать свою невиновность вы будете уже в суде. В исковом заявлении необходимо заявить требования об определении истинного виновного лица в ДТП и предоставить доказательства, которые подтверждают отсутствие вашей вины.

Большинство применяют данный способ во избежание проблем со страховой компанией.

Что делать, если есть потерпевшие?

Оформление ДТП с пострадавшей стороной также имеет свои особенности. Оно осуществляется в соответствии со ст. 264 УК РФ. Порядок действий почти не отличается, однако в процесс добавляются несколько следующих этапов:

  • Допрос всех свидетелей, сторон ДТП и очевидцев для определения четкой картины произошедшего и устранения противоречий.
  • Осуществление различных экспертиз медицинского и технического характера. Результаты, которые заключены в отчете, будут нужны для определения виновного лица и для возмещения ущерба за вред, который был нанесен здоровью.

Если есть пострадавшие, нужно сразу вызывать скорую помощь и ДПС. Самостоятельное оформление документов запрещено. Сами стороны ДТП должны соблюдать все правила, но в первую очередь необходимо оказать нужную помощь людям, которые пострадали в ДТП.

Без сотрудников ДПС

Как правильно оформить дорожное происшествие без привлечения ДПС? Новые правила помогают самостоятельно заполнять Европротокол, с учетом того, что ДТП включает в себя следующие особенности:

  • в ДТП участвовало не более 2 ТС;
  • нет пострадавших и вред здоровью не причинен;
  • участники не имеют разногласий и точно определили виновное лицо;
  • ущерб нанесен только транспортному средству, но не другому имуществу.

В случае возникновения ДТП на парковке, запрещено оформление его по Европротоколу. В обязательном страховании такое происшествие не считается страховым случаем. Для того чтобы не создавать помехи дорожному движению, по ПДД автомобили следует убрать с проезжей части, и только потом начинать заполнение Европротокола по ОСАГО. Однако необходимо перед этим запечатлеть место аварии и причиненные автомобилям повреждения на фотоаппарат или телефон.

Последовательность оформления ДТП без привлечения ГИБДД мы детально рассматривали в одной из наших статей. Здесь же даются советы по оформлению извещения и общего порядка действий.

Какие документы оформляются в момент аварии

На сегодняшний день порядок оформления и заполнения справки о дорожном происшествии незначительны, так как она отменена с 2017 года. Если сотрудник страховой фирмы требует ее предоставления, то такое требование считается незаконным.

Справка о ДТП не имеет действия, что же подтвердит факт ДТП? После совершения аварии, по новым правилам, сотрудник ГИБДД заполняет лишь процессуальные документы.

Иначе говоря, виновной и пострадавшей стороне выдают один из таких документов, как:

  • постановление о правонарушении;
  • постановление об отказе в возбуждении дела;
  • постановление о возбуждении дела;
  • протокол о правонарушении.

Все вышеуказанные документы заполняются в административном порядке. Далее есть вероятность возбуждения уголовного дела в ходе разбирательства. После происшествия оформление случившегося проходит с помощью извещения. Его можно оформить своими силами в рамках Европротокола или с помощью сотрудников ГАИ.

Следует отметить, что бланк извещения о ДТП по ОСАГО обязательно должен быть новой формы, утвержденной Указанием ЦБ №4192-У. Следовательно, следует обратиться в офис страховщика заранее и взять новое извещение. Необходим ли техосмотр при дорожном происшествии? Нет, показывать техосмотр сотруднику ГИБДД не нужно. Однако при запросе страховой компании диагностическую карту нужно предоставлять.

Без виновника

По правилам дорожного движения и ФЗ «Об ОСАГО», самостоятельное оформление ДТП возможно лишь при условии, если отсутствуют разногласия у сторон в определении виновного лица. Данный процесс оформления ДТП невозможен без участия второй стороны. Такое бывает, если ДТП случилось на парковке или в случаях, когда виновное лицо отсутствует (покинуло с места ДТП).

Читать еще:  Документы для страховой после ДТП КАСКО

Важно наличие какой-либо информации о том, кто спровоцировал аварию. Это поможет быстрее определить виновника, а, следовательно, может ускорить решение дела и позволить быстрее получить страховую выплату.

Обычно, при возникновении ДТП на парковке водитель находит свою машину поврежденной. Этот случай не признается страховым по ОСАГО. При оформлении ДТП, при котором виновник не установлен или не определен, необходимо:

  • Найти очевидцев или камеры, которые могли видеть момент аварии. Существует большая вероятность того, что можно будет определить личность водителя или регистрационный знак его транспорта.
  • Осуществить все необходимые по ПДД действия – поставить знак аварийной остановки, включить аварийные огни и т. д.
  • Позвонить в ГАИ. Они зафиксируют повреждение ТС и заполнят нужные документы.

В случае возникновения аварии на парковке, осуществление ремонта автомобиля происходит за свой счет. В иных случаях в рамках ОСАГО полагаться на возмещение от страховой компании не стоит. Нужно обратиться в РСА – союз автостраховщиков, который возмещает вред за нанесенный вред, даже в тех случаях, когда виновное лицо не установлено.

При помощи аварийного комиссара

Привлечь аварийного комиссара можно своими силами, однако в рамках ОСАГО возможно включение его услуг в стоимость полиса. При наличии желания нужно лишь вызвать аваркома, он займется оформлением всех обязательных документов. При этом неважно, есть в ДТП потерпевшие или нет. Впоследствии аварийный комиссар осуществит контроль за всем процессом и может сопровождать его прямо до момента получения пострадавшим страховой компенсации.

Срок оформления ДТП

На оформление происшествия у Госавтоинспекция должно уходить не более 60 минут, согласно регламенту. Если же автовладельцы решают вопрос без ГАИ и оформляют Европротокол, тогда они сами определяют время оформления документов. Срок обращения в страховую фирму для компенсации составляет 5 дней.

Что потом?

Следовательно, необходимо знать, как правильно оформить ДТП, чтобы получить страховые выплаты, вместо отказа в возмещении из-за не соблюдения потерпевшим ПДД и подачи неполного комплекта документов.

Избежать этого можно при соблюдении ряда необходимых правил:

  • Фотографии с места ДТП должны быть качественными и в достаточном количестве. Наличие записей с видеорегистраторов , камер или данные ГЛОНАСС принесет пострадавшей стороне большое преимущество.
  • Полный комплект документов об аварии. Его должны предоставить не позднее 5 дней после происшествия. Помимо этого, страховщика следует оповестить о случившемся, позвонив до начала заполнения документов.
  • Необходимо оформить схему ДТП. Здесь отражают месторасположение ТС после аварии, дорожные знаки, направление движения, светофоры и прочие необходимые детали инфраструктуры.

Каждый день большое число водителей оказывается участниками мелких или крупных ДТП. При плотности движения на дорогах страны следует подготовиться к тому, что в любой момент можно попасть в аварию. Для того чтобы обязательное страхование действительно защищало ответственность водителей, следует ответственно относится к процессу заполнения документов.

Видео

Как оформить ДТП по новым правилам: с европротоколом, без ГИБДД или с сотрудниками?

Правила оформления ДТП [current-date:custom:Y]

С 8 декабря 2018 вступили в силу поправки в ПДД, касающиеся обязанностей водителей при ДТП. Вместо проведения анализа, что изменилось, а что осталось нетронутым, проще полностью рассказать порядок оформления ДТП по новым правилам в 2020 году и как правильно оформить аварию с помощью европротокола и без оного с сотрудниками ГИБДД.

Случилось ДТП: что делать?

Если ДТП случилось только что, и информация вам требуется срочно, то вот она в интерактивном режиме!

В ДТП есть пострадавшие?

  • Оказать первую помощь пострадавшим, вызвать Скорую, в крайнем случае отправить на попутной машине в больницу, в самом крайнем случае увезти на своей машине в больницу и вернуться на место ДТП.
  • Вызвать ГИБДД.
  • Освободить проезжую часть, если движение невозможно, предварительно сфотографировав, а лучше сняв на видео все обстоятельства ДТП: дорожную обстановку (знаки, разметку, автомобили с госномерами), предметы (осколки, посторонние на предметы дороге), повреждения.
  • Предпринять все возможные меры для сохранения следов и предметов аварии и организации объезда места происшествия.
  • Записать имена и фамилии свидетелей, уточнить о наличии видеорегистраторов у очевидцев.
  • Ожидать приезда ГИБДД.
  • Освободить проезжую часть, предварительно сфотографировав, а лучше сняв на видео все обстоятельства ДТП: дорожную обстановку (знаки, разметку, автомобили с госномерами), предметы (осколки, посторонние на предметы дороге), повреждения.
  • Записать фамилии и адреса очевидцев.
  • Позвонить в полицию и сообщить о ДТП.

Если по звонку вам указали ожидать приезда ДПС для оформления ДТП, то ждать, следя за предметами аварии, чтобы их не трогали.

Если дано указание приехать для оформления в отделение ГИБДД, то нужно сразу отправляться туда, имея в наличии фото- и видеофиксацию ДТП.

  • Освободить проезжую часть, предварительно сфотографировав, а лучше сняв на видео все обстоятельства ДТП: дорожную обстановку (знаки, разметку, автомобили с госномерами), предметы (осколки, посторонние на предметы дороге), повреждения.
  • Заполнить бланки извещения европротокола. Правила заполнения, в том числе на сайте РСА, образец, бланк.

Правила оформления можно разделить на 4 части:

  1. первоочередные обязанности водителя после ДТП,
  2. обязанности при происшествии с пострадавшими,
  3. обязанности при аварии без пострадавших,
  4. оформление европротокола.

Обязанности водителя сразу после ДТП?

Любому водителю интуитивно понятно, что необходимо остановиться и включить аварийную сигнализацию.

Важно! Немедленно выставить знак аварийной остановки. Увы, но после прибытия полицейских на место ДТП они сравнивают количество выставленных знаков аварийной остановки с количеством транспортных средств-участников. Если кто-то из водителей поленился доставать знак из багажника, то его лень исправляется штрафом в размере 1000 рублей по ч.1 ст.12.27 КоАП.

Должно быть самое трепетное отношение к следам аварии. В первую очередь это касается снега, грязи и осколков. Они имеют нулевую инерцию, и в момент удара осыпаются там, где удар произошел. Нет ничего проще, чем знаками аварийной остановки огородить следы ДТП.

Если комки снега начинают таять или растворяться в реагентах, их нужно немедленно сфотографировать. Аналогично, если следы торможения начинают исчезать или затираться проезжающими мимо автомобилями.

Что изменилось в новых правилах оформления 2020 года?

И о нововведении.

При нахождении на проезжей части водители должны соблюдать осторожность.

Казалось бы, ни к чему не обязывающая фраза. Но если на месте происшествия водитель ведет себя развязано, в результате чего попадает под колеса автомобиля, объезжающего стоящие автомобили, то формально он нарушил ПДД, и его самого можно привлечь к административной ответственности по части 1 статьи 12.27 КоАП.

Можно ли разъехаться и без оформления ДТП?

Ранее такая возможность была. Теперь ее нет. Но если приглядеться к новому пункту 2.6.1 ПДД, то можно сделать удивительное открытие. Правила разрешают покинуть место ДТП, не сообщая в полицию, если имеется возможность оформить ДТП по европротоколу. Если таковая возможность имеется, то достаточно оформить извещение о ДТП, и оставление места ДТП без сообщения в полицию будет полностью соответствовать ПДД.

А далее водители могут провести взаиморасчет, обменявшись деньгами и распиской в получении денег. В ПДД не прописана обязанность водителей после заполнения бланков извещения о ДТП обращаться в страховую. Впрочем, потерпевший все ещё может это сделать

Правила оформления ДТП без пострадавших – европротокол

Если пострадавших нет, то ключевой теперь является оценка возможности оформления европротокола при таком ДТП.

Но прежде надо сказать об обязанности освободить проезжую часть, если для движения транспортных средств создаются препятствия.

После ДТП поврежденные автомобили по Правилам дорожного движения заведомо попадают под определение препятствия. Но особо спешить не нужно. ПДД предписывают в первую очередь заснять на фото или видео место ДТП. А уж потом убирать автомобили в сторону. Да и если поток автомобилей не плотный, и пробка не собирается, поврежденные автомобили лучше лишний раз не трогать.

ГАИ давно и упорно шло к тому, чтобы на ДТП без пострадавших не выезжать. И новые правила оформления происшествий – очередной шаг на этом пути. Из схемы видно, что водители могут составить европротокол и разъехаться, не сообщая в полицию о случившемся.

Если европротокол составить невозможно, следует позвонить в ГИБДД, и там сообщат, что делать дальше:

  1. если полицейские милостиво согласились прибыть на место ДТП, то остается ждать их на месте для дальнейшего оформления,
  2. если поступает команда прибыть в пункт оформления ДТП, то логически понятно, что прежде, чем уехать необходимо заснять на фото и видео место ДТП и составить схему.

Важно помнить ещё один факт – если на место аварии приехали аварийные комиссары, то это значит, что де-юре будет оформлен европротокол. Ни в коем случае по закону 2020 года такие комиссары не заменяют сотрудников ГИБДД по правилам оформления ДТП. И в целом лучше избегать участия данных сомнительных лиц в оформлении.

Правила оформления европротокола

Как оценить попадает ДТП под Европротокол или нет?

Условий, при которых можно оформить европротокол при ДТП, несколько:

  1. в ДТП должно участвовать только 2 транспортных средства – не одно, не три и не десять,
  2. у обоих водителей должны быть полисы ОСАГО,
  3. вред причинен только этим машинам,
  4. пострадавших ни в коем случае не должно быть, как не должен быть нанесен вред какому-либо иному имуществу,
  5. вред имуществу потерпевшего не должен превышать 100 тысяч рублей.

Дальнейшие действия зависит от того, пришли водителю к согласию, кто прав, а кто виноват, или нет?

  • Если водители договорились о виновности одного из них, то остается только заполнить бланк “Извещения о ДТП”.
  • Если согласия нет, то оформление возможно только с использованием системы Эра-Глонасс или приложения ДТП-Европротокол.

Эра-Глонасс и ДТП-Европротокол – с чем их едят?

  • Эра-Глонасс с 1 января 2018 года в обязательном порядке устанавливается на все автомобили, выпускаемые на дороги Российской Федерации. Данная система без участия человека передает информацию о времени и месте ДТП, скорости и величине ударных перегрузок. Передается и VIN-номер машины.
  • Программное обеспечение ДТП.Европротокол от Российского союза автостраховщиков доступно в GooglePlay и AppStore. Оно пошагово описывает действия водителя на месте ДТП.

Данное устройство и программа обеспечивают формирование информации о ДТП в некорректируемом виде и передачу этих данных в базу данных ОСАГО.

Здесь следует упомянуть и мониторинговые системы (“противоугонки”), которые умеют работать с ГЛОНАСС, определяя координаты автомобиля и его скорость, со встроенной системой передачи данных при угонах или ДТП. Но таких систем очень мало, и стоят они дорого.

Бланк извещения о ДТП заполняется в соответствии с Правилами обязательного страхования.

Бланк вам должны были выдать вместе с полисом ОСАГО.

Рекомендации и образец по заполнению европротокола – здесь и здесь. Типовые схемы для европротокола здесь.

2 важных момента для виновника ДТП. В первую очередь он обязан подать свой экземпляр извещения о ДТП в свою страховую компанию в течение 5 дней и не ремонтировать автомобиль в течение 15 дней, так как представители компании могут потребовать предоставить автомобиль на осмотр. В противном случае страховая компания имеет право взыскать выплаченные потерпевшему деньги с виновника.

Читать еще:  Попал в ДТП что делать дальше

Схема оформления ДТП по европротоколу дана на период до 1 октября 2019 года. После 1.10.2019 в силу вступают новые поправки в закон “Об ОСАГО”, и мы обязательно напишем об этом.

ДТП с пострадавшими – порядок действий и правила

Если ДТП с пострадавшими, то сначала водитель обязан оказать им помощь.

  • В первую очередь по правилам поведения при таком ДТП необходимо вызвать Скорую помощь. Особенно, если речь идет о сбитом пешеходе. Теоретически можно увезти пострадавшего на своем автомобиле в больницу, оставить там свои координаты и вернуться назад на место. Но в реальной жизни подобный шаг возможен только тогда, когда связь отсутствует, и вызвать Скорую нет никакой возможности.
  • При ДТП звонок в полицию обязателен. При происшествии с пострадавшими ГИБДД приезжает очень быстро.
  • Если движение полностью перекрыто, водители обязаны освободить проезжую часть. Но, прежде чем это сделать, необходимо сфотографировать или заснять на видео место ДТП. Причем должны быть запечатлены и общие планы, и конкретные повреждения.
  • Следы аварии нужно сохранить. Виновники предпочитают ходить и подпинывать осколки и грязь. А следы торможения затираются проезжающими автомобилями. Чтобы сохранить следы, необходимо постоянно держать в зоне внимания знаки аварийной остановки. Их может сдуть ветром, их могут сбить проезжающие автомобили. Да их просто могут украсть!
  • Далее необходимо записать фамилии и адреса свидетелей ДТП. Но, простите за цинизм, данное требование ПДД необходимо выполнить в первую очередь. Брать свидетелей нужно “тепленькими”, пока они не отошли от представления, состоявшегося перед их глазами, и пока они готовы дать свои координаты. Пройдет пара минут и свидетели сообразят, что их потом могут затаскать по судам, что обязательно одному из двух водителей их показания не понравятся, и они наживут себе врагов.

Авария без посредников

На эти вопросы в редакции “РГ” отвечал начальник отдела обеспечения правоприменительной деятельности Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России Андрей Клименко.

Напомним, что теперь ГИБДД не выдает справку об аварии. Но зато выдает определения о возбуждении административного дела или отказе в его возбуждении, постановление о штрафе, или протокол. Все участники получат копии этих документов.

Иван, г. Новосибирск: Подскажите, пожалуйста, материалы по ДТП должны выдаваться в течение 24 часов. Печать должна ставиться сразу или нет?

Андрей Клименко: Все процессуальные документы, выписанные на месте ДТП, выдаются на месте. Единственное, нужно понимать, что у нас бланки зачастую предусматривают наличие только одной копии. Поэтому если на всех участников копий не хватит, то нужно подъехать в подразделение и получить ее. Никаких дополнительных печатей эти копии не требуют. Ни в одном нормативном документе, регламентирующем вопросы ОСАГО, не сказано, про заверенные копии постановления или протокола. Заверение не предусмотрено ни нашим регламентом, ни документами страховщиков. Получив эти документы, пострадавший сразу может идти в страховую компанию. Рассмотрение дела может затянуться. По телесным повреждениям оно может длиться годами. Поэтому задача полиции в данной ситуации зафиксировать обстоятельства ДТП и выдать участникам первоначальный пакет документов, которые уже будут основаниями для решения вопроса о страховой выплате.

Иван, г. Новосибирск: Все аварийные комиссары могут сдавать материалы в ГИБДД? Или какой-то договор должен быть между ГАИ и службой аварийных комиссаров?

Андрей Клименко: Аварийные комиссары могут выступать представителями участников ДТП только после того, как водители выполнили свои обязанности. Аварийный комиссар может подъехать на место ДТП, подсказать, как нарисовать схему, помочь сфотографировать обстановку на месте происшествия, повреждения транспортных средств, как того требуют Правила дорожного движения. А для оформления документов о ДТП в подразделении полиции должны прибыть сами участники. Иначе как инспектор может установить их личность, установить, что повреждения действительно есть и они именно такие, как написано? А уже в ходе административного расследования аварийный комиссар может выступать как доверенное лицо, как защитник или представитель с точки зрения Кодекса об административных правонарушениях. Если же возможно оформление материалов без участия сотрудников полиции – европротокол, задача аварийного комиссара разъяснить это участникам происшествия, оказать содействие в заполнении извещения о ДТП и, в случае необходимости, представлять их интересы в страховой компании.

Водитель может управлять машиной по доверенности, оформленой в простой письменной форме. Но от представителя участника ДТП ваши сотрудники требуют нотариально заверенную доверенность. Почему?

Андрей Клименко: В решении пленума Верховного суда сказано, что доверенность должна быть либо нотариальной, либо оформленной по месту работы. Она может быть даже устной, если участник в ходе производства по делу заявил о необходимости привлечения конкретного лица в качестве представителя. После того, как этот представитель будет фигурировать в процессуальных документах именно как представитель, он сможет участвовать в деле без своего доверителя.

Александр, Екатеринбург: Если инспектор не указал все повреждения на машине, страховая компания говорит либо езжайте к инспектору и дописывайте, либо за невнесенные элементы мы не заплатим. Что делать? Ехать к инспектору дописывать?

Андрей Клименко: Физически невозможно на месте определить полный перечень повреждений транспортного средства. Инспектор на месте указывает некие общие повреждения, которые увидит. Например, деформация крыла, капота, разбита решетка радиатора, фара, стекло. Помимо внешних повреждений, могут быть скрытые. Инспектор не технический эксперт, и не всегда может определить, что то или иное повреждение относится именно к этому происшествию. Этим должны заниматься эксперты, привлекаемые страховыми компаниями. Еще когда мы выдавали справки, то запрещали сотрудникам делать в ней дописки. Даже было разъяснение о том, чтобы ни указывать в ней никаких скрытых повреждений. И в этом порядок не изменился. Инспектор указывает то, что увидел на месте происшествия, чтобы эксперту было понятно, с какой стороны, например, был удар: слева, сзади, справа или спереди.

Михаил, Москва: Недавно внесли изменения в правила, предоставили возможность самим разъезжаться, у нас давно работает европротокол, появилось требование к дежурному, чтобы он разъяснял, в каких ситуациях куда ехать. На какие аварии выезжает ГИБДД?

Андрей Клименко: Действительно, после изменений в ПДД, это было еще в середине 2015 года, у нас поменялся порядок оформления и выезда на места совершения ДТП. Если в ДТП пострадали люди, имеют место телесные повреждения, порядок не изменился – обязанности водителя остались те же самые, определить пострадавших, вызвать полицию и скорую помощь. В случае необходимости доставить пострадавшего в лечебное учреждение и вернуться к месту происшествия, здесь ничего не поменялось. Поменялся порядок оформления и выезда на места ДТП, в которых пострадавшие отсутствуют. То есть когда потерпевшим причинен исключительно материальный ущерб. У нас, как и раньше, осталась возможность оформления ДТП самостоятельно, то есть, в рамках европротокола. Это возможно, если участвовали только два автомобиля, оба участника ДТП застрахованы по ОСАГО, согласны с обстоятельствами происшествия. Но сумма выплат по европротоколу ограничена 50 тысячами рублей. Появилась возможность вообще не оформлять ДТП. И это важно, потому что ранее ПДД в любом случае обязывали водителей принимать меры к оформлению соответствующих документов. Сейчас, если участники ДТП причинили вред только своему имуществу, в том числе транспортным средствам, и у них отсутствуют взаимные претензии, при этом не пострадало имущество третьих лиц – барьерное ограждение, забор, деревья, в этом случае они могут не вызывать сотрудников, а просто разъехаться. В случае если ситуация спорная, то необходимо связаться с дежурным, объяснить ситуацию и следовать его указаниям. Если дежурному ситуация ясна, он может предложить участникам аварии сфотографировать автомобили, их расположение, повреждения, составить схему ДТП и подъехать в подразделение для оформления. Если ситуация сложная, то на место происшествия будет направлен наряд.

Что вы думаете о предложении депутата Вячеслава Лысакова вообще запретить выезд ГИБДД на аварии без пострадавших?

Андрей Клименко: Мы целиком поддерживаем идею освобождения сотрудников полиции от фиксации таких ДТП. Тем более не должно быть случаев, когда авария может быть оформлена по европротоколу, а ее участники вызывают и ждут сотрудников полиции, блокируя движение, из-за царапины на бампере. Вместе с тем есть один вопрос, который нужно учитывать. В большинстве случаев ДТП сопутствует нарушение правил дорожного движения. Какие-то нарушения могут не повлечь административную ответственность, а за какие-то надо привлекать. У полиции есть обязанность реагировать на сообщения о преступлениях и сообщения об административных правонарушениях. Это закреплено в законе. Поэтому, если к ДТП привело грубое нарушение правил дорожного движения, например нарушение требования сигнала светофора, выезд на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, непредоставление преимущества в движении транспортному средству на перекрестке – эти правонарушения зачастую приводят и к более тяжким последствиям, мы не можем оставить их без внимания. Опять же, к сожалению, нередки случаи, когда поступают сообщения о нахождении кого-либо из участников ДТП в состоянии опьянения.

Вместе с тем мы уже можем говорить, что отходим от оформления материала о ДТП и одним из шагов к этому – отмена справки. Этот документ оформлялся только при аварии. После ее отмены, мы оформляем только материалы об административном правонарушении. И на этом этапе все-таки, чтобы было меньше проблем у граждан со страховыми компаниями, мы в эти материалы включаем сведения о пострадавших, о транспортных средствах, об этих повреждениях. Также составляем схему места происшествия, на нас возложены обязанности по ведению учета дорожно-транспортных происшествий для выработки мер по их профилактике и предупреждению. Мы фиксируем обстоятельства, способствующие ДТП, в материалах дел об административных нарушениях. Более того, у нас сервис есть на сайте, где люди могут проверить транспортное средство, историю владения, розыск, ограничение и, в том числе, участие в ДТП. То есть те аварии, сведения о которых есть в банке данных Госавтоинспекции, люди могут увидеть на нашем сайте. Это, кстати, полезно для тех, кто собирается купить б/у автомобиль.

И, кстати, на нашем сайте расписан весь алгоритм действий водителей, в случае ДТП. Эту подсказку можно скачать, распечатать и возить с собой в бардачке машины вместе с извещением о ДТП. Но лучше, чтобы они никогда вам не потребовались.

ГАИ на службу не берет

Госавтоинспекция с 30 октября прекратила прием на работу новых сотрудников.

Об этом сообщает “Газета.Ru”. Как сообщает издание, распоряжение об этом подписал министр внутренних дел Владимир Колокольцев. Кроме того, по данным издания, также запрещен перевод действующих сотрудников в другие подразделения ГИБДД.

Эти требования не касаются только тех подразделений, которые осуществляют совершение регистрационных действий, а также проведение экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачу водительских удостоверений.

Читать еще:  Сроки подачи заявления по ОСАГО после ДТП

В Госавтоинспекции корреспонденту “РГ” подтвердили, что такое распоряжение есть. Но с чем оно связано, затруднились ответить. Дело в том, что назначениями в ГИБДД занимается не Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения, а кадровый департамент МВД России.

Требования будут действовать вплоть до особого распоряжения МВД.

Новые правила оформления ДТП 2020. Памятка по ДТП (схема ДТП, ОСАГО, вызов ГАИ)

Данную памятку советуем всегда иметь в бардачке, поскольку в случае ДТП человек обычно находится в состоянии шока и не всегда может адекватно действовать. Между тем, неправильные показания участников ДТП, незаполнение нужных документов и т.п. нюансы могут сильно повлиять на последствия ДТП. Новые правила оформления ДТП вступили в силу в 2015 году.

Итак, согласно п. 2.5 ПДД водитель в случае ДТП обязан остановится, оказать помощь пострадавшим, потом сообщить о ДТП в ГАИ, записать фамилии очевидцев, обозначить положение ТС на дороге и дожидаться прибытия машины ГАИ.

Дальнейшие действия водителей, участвующих в ДТП, прописаны в пунктах 2.6.1 и 2.6 ПДД. Чтобы не быть голословными, процитируем пункты закона, и ниже разберем их подробнее.

2.6.1 Если в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только имуществу, водитель, причастный к нему, обязан освободить проезжую часть, если движению других транспортных средств создается препятствие, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, повреждения транспортных средств.

Если обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением имущества в результате дорожно-транспортного происшествия или характер и перечень видимых повреждений транспортных средств вызывают разногласия участников дорожно-транспортного происшествия, водитель, причастный к нему, обязан записать фамилии и адреса очевидцев и сообщить о случившемся в полицию для получения указаний сотрудника полиции о месте оформления дорожно-транспортного происшествия. В случае получения указаний сотрудника полиции об оформлении документов о дорожно-транспортном происшествии с участием уполномоченных на то сотрудников полиции на ближайшем посту дорожно-патрульной службы или в подразделении полиции водители оставляют место дорожно-транспортного происшествия, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, повреждения транспортных средств.

Если обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением имущества в результате дорожно-транспортного происшествия, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий участников дорожно-транспортного происшествия, водители, причастные к нему, не обязаны сообщать о случившемся в полицию. В этом случае они могут оставить место дорожно-транспортного происшествия и:

  • оформить документы о дорожно-транспортном происшествии с участием уполномоченных на то сотрудников полиции на ближайшем посту дорожно-патрульной службы или в подразделении полиции, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, повреждения транспортных средств;
  • оформить документы о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, заполнив бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии в соответствии с правилами обязательного страхования, — если в дорожно-транспортном происшествии участвуют 2 транспортных средства (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с законодательством об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, вред причинен только этим транспортным средствам и обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением этих транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия не вызывают разногласий участников дорожно-транспортного происшествия;
  • не оформлять документы о дорожно-транспортном происшествии — если в дорожно-транспортном происшествии повреждены транспортные средства или иное имущество только участников дорожно-транспортного происшествия и у каждого из этих участников отсутствует необходимость в оформлении указанных документов.

Итак, пункт 2.6.1 предписывает действия по оформлению ДТП, если нет пострадавших лиц. Если же какому-либо человеку причинен физический вред здоровью, оформлять такое ДТП следует согласно п. 2.6 Правил дорожного движения (ниже).

Оформление ДТП без пострадавших по новым правилам 2017 г.

В отличие от ранее действующих правил, теперь первым делом следует зафиксировать на фотоаппарат или камеру мобильного телефона положение автомобилей и причастных к происшествию предметов со всех возможных ракурсов, и освободить проезжую часть. Таким образом, теперь не должно быть ситуаций, когда два слегка соприкоснувшихся автомобиля собирают за собой многокилометровую пробку, так как перегораживают проезд. Не убирать автомобили с дороги можно только в том случае, если они не создают никаких помех движению других транспортных средств. В противном случае приехавший наряд ГИБДД оштрафует обоих водителей за невыполнение ПДД.

Далее, водителям следует выяснить, сходятся ли их взгляды в обстоятельствах ДТП, повреждениях автомобилей. Если они согласны друг с другом — они записывают очевидцев проишествияи либо отправляются в ГИБДД для оформления ДТП, либо оформляют извещения для страховой компании (если выполнены требования к ДТП, по которым допускается оформление так называемого европротокола, без справки ГИБДД), либо договариваются о возмещении ущерба «на месте», без ГИБДД. Как видите, обязанность обязательно сообщать о ДТП в ГИБДД теперь отсутствует. Ранее водители боялись покидать место даже мелкого ДТП без вызова ГИБДД, т.к. за оставление места ДТП предполагалось лишение прав. Теперь же можно договориться в соответствии с п. 2.6.1. ПДД и разъехаться, все будет законно. Если виновник передает пострадавшему деньги на ремонт, это обязательно должно фиксироваться распиской.

Если взгляды водителей в обстоятельствах ДТП или повреждениях автомобилей не сходятся, им надлежит связаться с ближайшим отделением полиции, где они получат инструкции, куда им следует прибыть для оформления ДТП. Определять виновного и ущерб будет уже группа разбора ДТП ГИБДД.

Оформление ДТП с пострадавшими по новым правилам 2017 г.

Оформление дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими производится в соответствии с п. 2.6 ПДД РФ.

2.6. Если в результате дорожно-транспортного происшествия погибли или ранены люди, водитель, причастный к нему, обязан:

  • принять меры для оказания первой помощи пострадавшим, вызвать скорую медицинскую помощь и полицию;
  • в экстренных случаях отправить пострадавших на попутном, а если это невозможно, доставить на своем транспортном средстве в ближайшую медицинскую организацию, сообщить свою фамилию, регистрационный знак транспортного средства (с предъявлением документа, удостоверяющего личность, или водительского удостоверения и регистрационного документа на транспортное средство) и возвратиться к месту происшествия;
  • освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия;
  • записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников полиции.

Как видите, порядок оформления ДТП с ранеными иной: первым делом, оказываем помощь пострадавшим, или даже отправляем их на попутке в больницу, или даже отвозим на своей машине. Далее: убирать с проезжей части транспортные средства можно только если объезд участвующих в ДТП машин невозможен, не забыв при этом зафиксировать на фото и видео положение авто и всех причастных предметов. Если есть свободная полоса или обочина для движения — оставляем машины неподвижными до приезда ГИБДД.

Иногда вызывать и ждать сотрудников на месте ДТП не представляется возможным (отдаленность места ДТП, отсутствие свободных экипажей ГАИ). Рассмотрим вариант самостоятельного оформления ДТП без пострадавших.

Если Вы решили оформить схему ДТП без участия ГИБДД

Запишите данные свидетелей происшествия

Обсудите с другими участниками обстоятельства ДТП. Все мнения должны совпадать.

Составьте и подпишите схему ДТП

Как самому составить схему ДТП

Не нужно, наверное, объяснять. что от правильности и понятности схемы ДТП будет зависеть решение ГАИ о виновности того или иного участника. Поэтому:

  • Рисуем схему понятную и четкую.
  • Обязательна привязка положения ТС к объектам на местности (перекресткам, километровым столбам и т.п.)
  • Указываем длину тормозного пути
  • Обязательно указание даты и времени ДТП
  • Если участник ДТП только один (вид ДТП — наезд на препятствие и т.п.), необходимо указать двух свидетелей ДТП, они должны подписать схему.

На схеме следует обязательно зафиксировать:

  • ширину проезжей части, количество полос движения для каждого из направлений, наличие дорожной разметки и дорожных знаков, действие которых распространяется на участок дороги, где произошло ДТП, а также технические средства регулирования дорожным движением; ограждения, островки безопасности, остановки общественного транспорта, тротуары, газона, зеленые насаждения, строения (при их наличии);
  • положения транспортных средств после ДТП, следы торможения и волочения, расположение поврежденных деталей и осколков транспортных средств, груза, осыпи грязи с автомобилей и других предметов, относящихся к ДТП, с их привязкой к стационарным дорожным объектам, тротуарам, обочинам, кюветам и иным элементам дороги;
  • направление движения участников ДТП до момента его наступления

Если ДТП оформляется сотрудниками ГАИ, они фиксируют следующие сведения:

Сотрудник ГИБДД должен подготовить:

  • Сведения о водителях и автомобилях, участвующих в ДТП;
  • объяснения участников и свидетелей ДТП;
  • перечень повреждений автомобилей в ходе ДТП;
  • рапорт, в котором указываются дополнительные сведения, которые могут иметь значение для выяснения обстоятельств ДТП и принятия решения по делу;
  • всем участникам ДТП должна быть выдана справка об участии в ДТП, вне зависимости от наличия вины;
  • если имело место административное правонарушение — возбуждается производство по делу об административном правонарушении (выносится определение или составляется протокол);
  • в некоторых случаях сразу может быть вынесено постановление об административном нарушении.

К материалам дела должны быть приложены путевой лист и/или договор аренды автомобиля, доверенность — если автомобилем управлял не собственник.

Добавим, что обычно экипаж приезжает к месту ДТП и составляет схему ДТП, затем участники отправляются в ведомственный отдел ГИБДД, где в спокойной обстановке фиксируются их объяснения, чуть позже (иногда на следующий день) на руки выдается справка о ДТП.

Не лишним будет самостоятельно записать данные свидетелей происшествия, даже если второй участник ДТП признает свою вину. Также запишите все возможные данные об участниках ДТП: ФИО, адреса и телефоны, номера ОСАГО и наименования страховых компаний.

Чтобы не проворонить возмещение ущерба по «ОСАГО»

Составление бланка извещения о ДТП

По Правила ОСАГО для получения возмещения по ОСАГО обязательно должен быть заполнен бланк извещения о ДТП. Такие бланки выдаются при заключении договоров об ОСАГО. Бланк заполняется либо один при двух участниках ДТП, либо каждый участник заполняет свою копию бланка.

В течение пяти рабочих дней эти бланки должны быть отправлены заказным письмом страховщику. Потерпевший одновременно с этим бланком направляет заявление о страховой выплате. К заявлению необходимо приложить справку о ДТП, выданную органами милиции, копию протокола и постановления об административном правонарушении, если таковое было в действиях виновника ДТП.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector